Табачная индустрия позиционирует потребление табака и никотина в качестве средств для снятия стресса

Почему большинство людей ассоциируют курение со снятием стресса и расслаблением? Потому что такова целевая реклама табака. Началась она почти 100 лет назад с рекламы известной марки сигарет, сопровождаемой прямым вопросом потребителю: «Вам удается “выкурить” тревогу?», а также с рекламы, ориентированной на женщин с «растрепанными нервами», утверждающей, что, помимо полноценного ночного сна, хорошего питания и поддержания активности, курение заветной марки сигарет является эффективным способом управления стрессом.

Есть и другие примеры подобной целевой рекламы: мужчина с сигаретой, на надувном матрасе посреди мирного, безмятежного водоема и подчеркнутое слово «Релакс» для усиления эффекта.

Но это реклама. А научные факты, вопреки утверждениям табачной промышленности, доказывают, что употребление табака может только увеличить уровень депрессии, тревоги, стресса и усилить болезненные психические проявления.

Тем не менее, попытки отрасли представить свою продукцию в качестве механизмов преодоления стресса, небезрезультатны. Проведенное в Великобритании исследование показало, что из числа курильщиков, которые беспокоились по поводу своего психического состояния во время пандемии, 42% стали курить больше, чем до пандемии, и только 21% сказали, что курят меньше. Попытки протолкнуть эту, по сути, наркотическую продукцию людям, испытывающим повышенную тревогу и страх только усугубляют их проблемы. Вместе с тем, Кохрейновские обзоры показывают, что у бросивших курить не только наблюдается снижение симптомов тревоги и депрессии, но и происходит подъем настроения, возникают положительные эмоции и улучшается психическое состояние.

Сегодня эти же самые утверждения по поводу управления стрессом и тревожностью посредством табака и никотина табачная индустрия повторяет в отношении электронных сигарет. Вы «никогда не будете чувствовать себя более расслабленным» — гласит реклама известной марки электронной сигареты.

На кого направлены эти маркетинговые стратегии? В следующих материалах на нашем сайте Вы сможете узнать про мифы о никотине.

Источник

 

Текст подготовлен Гамбарян М. Г. – к.м.н., руководителем Центра профилактики и контроля потребления табака ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России

Более подробно узнать о табачной зависимости вы можете в Центре профилактики и контроля потребления табака нашего центра по ссылке.