Прокрастинация ассоциирована с ухудшением здоровья студентов: неожиданные результаты исследования

В современном мире студенты университетов имеют доступ к неограниченному количеству информации, перед ними открываются тысячи возможных путей развития в избранной ими специальности. Однако низкая структурированность образовательного процесса является проблемой для людей, склонных к прокрастинации. Далеко не всегда прокрастинация связана с откладыванием дел «на потом». В литературе описана связь между склонностью к прокрастинации и ухудшением состояния здоровья, нездоровым образом жизни, высоким уровнем стресса. Однако до настоящего времени не было ясно, что является первичным – прокрастинация или различные заболевания и факторы окружающей среды.

В недавнее исследование вошли студенты восьми шведских университетов. Участники заполняли опросники по прокрастинации 1 раз в 3 месяца. Опросник содержал 5 утверждений, каждое из которых участники оценивали от 1 до 5 в зависимости от того, насколько утверждение соответствует их жизненному опыту. Также оценивались различные аспекты психического и физического здоровья – наличие симптомов тревоги, депрессии, избыточного стресса, хронической боли в шее, грудном и поясничном отделах позвоночника, верхних и нижних конечностях, образ жизни – низкое качество сна, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, пропуск завтрака, а также социальные факторы – одиночество, низкая материальная обеспеченность.

В исследование было включено 3525 человек (2229 женщин – 63%), средний возраст которых составил 24,8 лет. Все опросники за 9 месяцев наблюдения заполнили 73% участников (n=2587). Среднее число баллов по шкале оценки прокрастинации составило 12,9 (стандартное отклонение 5,4). Увеличение уровня прокрастинации на одно стандартное отклонение было ассоциировано с повышением уровня депрессии (β, 0.13; 95% ДИ, 0.09-0.17), тревожности (β, 0.08; 95% ДИ, 0.04-0.12), и стресса (β, 0.11; 95% ДИ, 0.08-0.15), а также с наличием выраженной боли в верхних или нижних конечностях (ОР 1.27; 95% ДИ, 1.14-1.42), низким качеством сна (ОР, 1.09, 95% ДИ, 1.05-1.14), низкой физической активностью (ОР, 1.07; 95% ДИ, 1.04-1.11), одиночеством (ОР, 1.07; 95% ДИ, 1.02-1.12) и материальными трудностями (ОР, 1.15, 95% ДИ, 1.02-1.30). Выявленные ассоциации сохранялись при расчетах с поправками на возраст, пол, уровень образования родителей и данные анамнеза.

Полученные результаты дают основание предполагать, что прокрастинация ассоциирована с ухудшением состояния здоровья студентов. Уровень прокрастинации оценивался несколько раз за период наблюдения, что дает возможность утверждать, что участники были склонны к прокрастинации еще до выявления упомянутых заболеваний и состояний.

Авторы исследования отмечают, что с прокрастинацией можно успешно бороться при помощи когнитивно-поведенческой терапии. Широко применяются такие методики, как деление масштабных задач на более мелкие и реалистичные, элиминация отвлекающих факторов, таких как мобильный телефон, обучение техникам контроля негативных эмоций. Борьба с прокрастинацией требует усилий, тем не менее, даже небольшие улучшения благоприятно сказываются успешности обучения.

 

Источник