Методические особенности обучения ординаторов терапевтических специальностей с использованием симуляционных технологий 

19 февраля 2021

По инициативе Всемирной федерации медицинского образования в Европе (AMEE) ведущим направлением модернизации являются создание системы аккредитации специалистов с целью определения соответствия уровня подготовки врача требованиям профессионального стандарта. В связи с этим повышается значимость практической подготовки врачей, в которой важное место занимают симуляционные технологии обучения. 

В ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России проводится исследование, направленное на повышение эффективности образовательного процесса в подготовке ординаторов терапевтического профиля, обеспечивающего готовность ординаторов к решению профессиональных задач в выполнении трудовых функций врача. В ходе исследования было выявлено противоречие между исчерпанием традиционных резервов экстенсивного, количественного пути развития образовательного процесса и отсутствием научно обоснованных форм, методов интенсивного пути формирования компетентности специалиста на основе использования симуляционных технологий в подготовке ординаторов терапевтического профиля. 

Сложившаяся ситуация приводит к объективной необходимости создания научно-обоснованной методики интенсификации процесса обучения ординаторов терапевтических специальностей на основе использования симуляционных технологий. Главная идея исследования – интенсификация процесса формирования компетентности специалиста за счет усилия интеграции теоретической и практической подготовки врачей на основе использования симуляционных технологий на всех этапах реализации образовательной программы ординатуры. 

Цель исследования заключается в повышении эффективности образовательного процесса за счет его интенсификации. На промежуточном этапе исследования было выявлено следующее: процесс обучения, построенный на основе решения профессиональных задач, с которыми врач-терапевт сталкивается в своей профессиональной деятельности, усиливает практическую направленность содержания, а симуляционные технологии обучения интенсифицируют процесс формирования знаний и умений обучающихся. Так, например, при изучении рабочей программы учебной дисциплины «Пульмонология» для ординаторов по специальности «Терапия» на лекционной неделе в первой половине учебных занятий (каждого учебного дня) проводятся лекции и семинары по изучению теоретических основ, клиники, диагностики и лечения заболеваний органов дыхания в аспекте решения профессиональных задач, обеспечивающих выполнение трудовых функций врача-терапевта. Во второй половине учебного дня ординаторы решают типичные ситуационные задачи, лежащие в основе ситуаций, моделируемых на симуляторах-манекенах ‒ «Хроническая обструктивная болезнь легких», «Пневмония», «ТЭЛА», «Пневмоторакс». Анализ решения задачи и визуализация ее на симуляторе закрепляют полученные знания и формируют умения физикального обследования пациентов с патологией органов дыхания. Формирование умений по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам с патологией органов дыхания осуществляется на основе решения задач и моделируемых ситуаций «Бронхообструктивный синдром у пациента с бронхиальной астмой», «Спонтанный пневмоторакс», «ТЭЛА». 

Текст подготовили сотрудники Методического аккредитационно-симуляционного центра Астанина С.Ю., Алмазова И.И.