Психологическое онлайн консультирование

23 марта 2021

В условиях современного  мира потребность человека в поддержке и помощи в трудные минуты жизни со стороны другого человека не ослабевает.  Зачастую в роли этого другого человека выступает специалист – психолог, психотерапевт. И сегодня уже никого не удивишь обращениями за консультациями к ним.  Правда, форма таких обращений все чаще становится онлайн: суровые  обстоятельства нашей действительности диктуют такое, а возможности развития цифровых технологий это позволяют.

Каковы же особенности онлайн консультирования со специалистом-психологом, каковы его преимущества и недостатки по сравнению с личным приемом в кабинете, с какими проблемами и кто может обращаться за подобной помощью – попробуем кратко ответить на эти вопросы.

Дистанционное, удаленное, онлайн-консультирование, интернет-консультирование – вот только некоторые из слов-синонимов для обозначения такой формы психологической помощи, при которой для коммуникации между клиентом и специалистом используются возможности сети Интернет. Эта коммуникация может выступать в двух формах: синхронная и асинхронная коммуникация.

Синхронная коммуникация — в режиме реального времени – предполагает, что и клиент, и специалист находятся одновременно в Сети и общаются по видео- или аудиосвязи через онлайн- мессенджеры (WhatsApp, Viber, Skype).

Асинхронная коммуникация – это отсроченное взаимодействие двух человек, не находящихся в сети одновременно, а выходящих  на связь в удобное для каждого время. Для такой коммуникации используют ресурсы электронной почты, блогов, чатов и программ-коммуникаторов, сохраняющих информацию.

И тот, и другой вид взаимодействия имеет свои недостатки и преимущества. Так, например, синхронная коммуникация сохраняет эффект личного присутствия и «живого» общения, при котором возможно отслеживать весь спектр сигналов, исходящих от участников общении, как если бы это была реальная встреча.  Однако, трудности совпадения по времени при условии значительной удаленности партнеров друг от друга здесь могут быть серьезными. Асинхронная коммуникация дает возможность поразмышлять над ответами или вопросами, найти дополнительную информацию для более точного и полного погружения в проблему, сохранить используемую в общении информацию «на потом» для более глубокого ее осознавания. Однако в том случае, если требуется немедленное реагирование на проблему, заявленную клиентом, когда отсутствует умение изложить свои мысли и чувства в письменном виде. а также при необходимости опираться на «язык тела», другие видимые сигналы общения – в этом случает формат асинхроннаой коммуникации может не подойти.

При работе он-лайн специалист-психолог также, как и при личном индивидуальном консультировании, выявляет проблему клиента и особенности его личности, разбирается в причинах возникших у него сложностей, совместно с клиентом ищет пути решения этих сложностей, применяя  традиционные для психологии и психотерапии методы наблюдения, активного слушания, интервью, анализа проблемы, оказания психологической поддержки, поиска  ресурсов и нахождения оптимальных моделей поведения.

Формат он-лайн консультирования накладывает ограничение на использование некоторых психотерапевтических техник, применяемых в классическом консультировании (например. арттерапевтические или психодраматические техники),  а также на работу с различными видами зависимостей или иными проблемами, требующими овладения новыми способами поведения, эффективной саморегуляции и экологической проверки вновь выработанных моделей жизнедеятельности, что возможно порой только в условиях  реального контакта в рамках «клиент-специалист». В этих случаях дистанционно можно только оказывать психологическую поддержку человеку, идущему по пути решения своих сложных проблем.

Другие же методы психологического консультирования — от когнитивно-поведенческой и гештальт-терапии до психоанализа — сегодня успешно применяются в консультировании онлайн.

Какие виды услуг по онлайн консультированию чаще всего можно найти на основных интернет-ресурсах?

  • Переписка в чате через систему личных сообщений. Через такую форму услуг клиент не только может получить ответ на интересующий его вопрос, но и получить ссылку на статьи, круглые столы, форумы по интересующей его проблеме, перечень рекомендованных книг для чтения, может быть приглашен на работу в Skype или на личный прием к психологу. Переписка психолога с клиентом проводиться как в режиме реального времени (синхронно), так и отложенным способом, асинхронно.
  • Индивидуальное онлайн-консультирование по Skype; при данном виде услуг необходимо обеспечить предварительную запись к специалисту и позаботиться о качестве связи. Скайп-консультирование предусматривает возможность использовать в процессе коммуникации демонстрацию различных интерактивных материалов (например, можно посмотреть видео и обсудить его). Такой же вид консультирования возможно проводить с использованием не только Skype, но и Viber, Messenger, Oovoo и др. программ.
  • Возможность задать вопрос (в том числе анонимно) на форуме при обсуждении определенной темы

Возможность зайти на сайт специалистов, чтобы в архивах вопросов или форумных тем найти ответ на интересующий его вопрос,  прочитав комментарии психологов о похожих ситуациях

Онлайн консультирование может быть не только индивидуальным, но и групповым, как и в реальной психологической и психотерапевтической практике. И групповая онлайн работа сейчас, пожалуй, даже больше распространена, чем индивидуальная. Вебинары, онлайн-курсы, группы в социальных сетях, видео-конференции в группе и тренинги– вот далеко не полный перечень форм групповой работы с использование сети Интернет.

На данный момент нет профессиональных стандартов для работы психологом- онлайн-консультантом.  К  работе в режиме онлайн может прибегнуть любой специалист, имеющий опыт реальной психологической консультативной индивидуальной и групповой работы, а также навыки работы с интернетом, опыт личного и профессионального общения в Сети и обладающий способностью в равной степени эффективно воспринимать как зрительную, так и слуховую информацию.

И, разумеется, верящий в  эффективность и возможности консультирования и терапии онлайн!

Специалисты центра профилактики и контроля потребления табака, функционирующего на базе Национального медицинского центра терапии и профилактической медицины Минздрава РФ, стремятся идти в ногу со временем и строить свою деятельность с учетом потребностей современной действительности и с использованием современных интернет-технологий. Поэтому вопросы оказания помощи населению по отказу от курения решаются в применении различных форм,  как реального, так и онлайн консультирования.

Автор статьи:

— Климович В. Ю., медицинский психолог Центра профилактики и контроля потребления табака ФГБУ «НМИЦ ТПМ «Минздрава России