Свобода от никотина для будущих поколений

Руководитель центра профилактики и контроля потребления табака ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России Маринэ Генриевна Гамбарян приняла участие в работе круглого стола, посвященного общественной инициативе «Свобода от никотина для будущих поколений», который состоялся в Общественной палате Российской Федерации.

Участники круглого стола признали важность инициативы, направленной на охрану здоровья подрастающего поколения от воздействия табачного дыма и иных никотинсодержащих продуктов и последствий их потребления.

Согласно опросам, 80% курильщиков начинают курить в подростковом возрасте, то есть до 18 лет. Опросы показывают, что 89% курильщиков хотели бы отказаться от курения. 45% хотя бы раз в год предпринимают попытку бросить курить, но, как правило, безуспешно. Табачные компании это прекрасно знают, и поэтому именно на наших детей направлена основная реклама табачных корпораций. Дети – основная цель транснациональных табачных компаний, которым принадлежит рынок табачных изделий в России. Именно на это идут многомиллиардные бюджеты этих компаний, которые продвигают никотинсодержащую продукцию по всем возможным каналам, включая социальные сети, молодежные сериалы, музыкальные клипы, заключают контракты с популярными блогерами.

Мониторинг антитабачной политики, проводимый нашим центром, также показал, что реклама и продвижение новых никотинсодержащих продуктов: электронных сигарет, вейпов и айкосов – направлены в первую очередь на молодых людей: они в три раза чаще, чем население в целом, подвергаются агрессивной маркетинговой деятельности табачных компаний. Наше исследование также показало, что реклама и продвижение никотинсодержащих продуктов способно до пяти раз увеличить вероятность их потребления. Это именно и происходит: за два года – с 2017 по 2019 год – распространенность потребления продуктов нагревания табака среди молодежи выросла с 5,7% до 10,3% (среди населения в целом с 2,7 до 4,1%).

Минздрав России уже предпринимал попытку на законодательном уровне  отгородить подрастающее поколение от воздействия табачного дыма и табачных компаний.

В первой редакции новой «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 – 2022 годы и дальнейшую перспективу» от 2016 года были предусмотрены меры по обеспечению условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения (граждан, родившихся после 2015 года) на протяжении всей их жизни будет невозможен. Был предусмотрен запрет продажи табачной продукции гражданам, родившимся после 2015 года. Эта редакция Концепции встретила тогда рьяное сопротивление табачного лобби, и этой и другими инициативами, задевающими интересы табачных компаний, пришлось поступиться, чтобы Концепция вообще была принята. На это ушло три года!

Поэтому обсуждаемая инициатива о введении поправки в Статью 20 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» в виде запрета продажи любой никотинсодержащей продукции лицам, родившимся после 2009 года, и запрет вовлечения лиц, родившихся после 2009 года, в процесс потребления табака или никотинсодержащей продукции  представляется логичным намерением совершенствования действующей антитабачной политики для достижения ее целевых ориентиров.

Подробнее узнать об инициативе и поддержать ее на сайте:  https://никотин-наркотик.рф/