Профильная комиссия по медицинской профилактике: новые цели и горизонты для специалистов

В первый день работы Российской недели здравоохранения 2018 состоялось  очередное заседание профильной комиссии по медицинской  профилактике Минздрава России.

Открывшая заседание комиссии главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России, директор ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» Минздрава России, член-корреспондент РАН, профессор  О.М. Драпкина очертила круг задач, которые стоят  перед специалистами в области медицинской профилактики.

Так, по ее  словам, специалистам предстоит интенсивная работа  по совершенствованию  порядка диспансеризации, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, развитие института главных внештатных специалистов по медицинской профилактике, тесное взаимодействие с вузами и медицинским сообществом в вопросах предупреждения развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), снижения показателей смертности,  вызванных этими причинами, расширения пропаганды здорового образа  жизни, укрепления и поддержания здоровья  населения.

Об изменениях нормативной документации по проведению диспансеризации, профосмотров и диспансерного наблюдения участникам заседания рассказала главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России, руководитель лаборатории поликлинической терапии ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» Минздрава России, к.м.н. Л.Ю. Дроздова.

Она напомнила коллегам из регионов о той серьезной цели, которая поставлена перед  специалистами медицинской профилактики: к 2024 году увеличить  охват населения профилактическими осмотрами  до 70%. Кроме того, к этой дате необходимо повысить долю впервые  выявленных в рамках диспансеризации ХНИЗ. Особое внимание при этом должно уделяться профилактическим осмотрам трудоспособного населения. Участникам встречи были представлены перечень исследований и манипуляций, входящих в профилактический осмотр, а также наполнение второго этапа диспансеризации (дообследование) для уточнения диагноза или состояния и критерии эффективности диспансеризации и профилактического осмотра взрослого  населения.

Так, охват диспансеризацией и профосмотрами  по плану должен составлять не менее 63% от общей численности взрослого населения, охват индивидуальным профилактическим консультированием – не менее 70%, охват  индивидуальным  консультированием лиц с высоким и очень высоким риском  сердечно-сосудистых заболеваний – не менее 90% от их общего числа. Большое внимание, по  словам Л.Ю. Дроздовой, необходимо уделять индивидуальному или групповому консультированию пожилых лиц (не менее  70% от числа лиц в  возрасте 75 лет и старше), а также людям с впервые выявленными заболеваниями системы кровообращения (до 80%).

С учетом этого значительно усиливается роль ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины», как организационно-методического центра, оказывающего помощь в области медицинской профилактики, на местах для выработки единой стратегии совместной работы.

Как отмечалось в ходе заседания, укрепление общественного здоровья —  это новый блок, новое направление профилактической  работы. С учетом этого в работе профильной комиссии по медицинской профилактике впервые  приняла  участие заместитель директора по научной и аналитической  работе ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» Минздрава России, д.м.н. А.В. Концевая.

Она рассказала  об уже имеющемся опыте Центра в совершенствовании системы укрепления общественного здоровья в  России. Она рассказала о европейской модели, включающей два блока мер  — популяционного (создание условий для здорового образа жизни, защита окружающей среды, продвижение  принципов  ЗОЖ) и организационного, со стороны системы здравоохранения (организация  процесса оказания медицинской помощи, включая ее финансирование и оценку качества ее оказания).  Все это  корреспондируется с рекомендациями ВОЗ, которые предполагают использование ограничительных мер (например, запрет на курение), изменение  инфраструктуры для  целей ЗОЖ, информационно-коммуникационные  (пропаганда ЗОЖ и профилактики заболеваний) и экономические меры (налоги, субсидии).

По словам д.м.н. А.В. Концевой, максимальный эффект может быть достигнут при комплексной реализации мер по укреплению общественного здоровья на всех уровнях – на муниципальном и региональном, на уровне вузов и организаций, в системе здравоохранения. На муниципальном уровне предполагается активная работа с населением, вовлечение его в профилактические программы, повышение приверженности к сохранению здоровья. На региональном уровне необходимо нормативно-методическое обеспечение этой работы и координация действий, на федеральном – нормативное обеспечение, законодательные ограничения и запреты, финансовые меры).

Как отмечалось в докладе, наряду с достижениями в ограничении потребления табака и алкоголя, в работе специалистов по медицинской профилактике остаются и проблемы – в вопросах внедрения рекомендаций ВОЗ по здоровому питанию, повышения информативности упаковок продуктов, снижения потребления сахара и соли, ограничения рекламы вредных продуктов для  детей. А.В. Концевая также рассказала о коммуникационно-информационной кампании в рамках приоритетного проекта по формированию здорового образа жизни, а также привела данные по социально-экономическому ущербу, наносимому экономике страны хроническими неинфекционными заболеваниями.