Курение удваивает риск смертности при COVID-19: метаанализ последних исследований

16 сентября 2021

Коронавирусное заболевание 2019 года (COVID-19), вызванное острым респираторным коронавирусом 2 (SARS-CoV-2), ставшая причиной тотальной пандемии представляет серьезную проблему для здравоохранения. Смертность среди пациентов с инфекцией COVID-19 может достигать 15,2%, а среди пациентов в отделении интенсивной терапии — 53,4%.

Какие факторы связаны с более высокой смертностью от COVID-19, не до конца изучено.  Исследования показывают, что смертность выше среди пациентов с артериальной гипертензией, хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ), гиперхолестеринемией, сахарным диабетом (СД) и сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также среди мужчин пожилого возраста.

При этом важно и изучение влияния модифицируемых факторов, таких как курение, на тяжесть инфекции COVID-19 для раннего выявления лиц с повышенным риском смертности и целенаправленного предотвращения неблагоприятных исходов.

Есть сведения, что курение является фактором риска развития острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС) и связано с более высокими затратами на интенсивную терапию. Теоретически курение может напрямую влиять на исход заболевания у пациентов с COVID-19, усиливая воспаление и нарушая эндотелиальную функцию сердечно-легочной системы.

Однако исследования, связанные с влиянием курения на тяжесть инфекции COVID-19, с момента начала пандемии показывали противоречивые результаты.

В данном метаанализе изучалось влияние курения на смертность в большой когорте пациентов с инфекцией COVID-19.

В метаанализ были включены только когортные исследования, в которых сравнивали смертность курильщиков с инфекцией COVID-19 и некурящих с инфекцией COVID-19. В обзор вошли десять исследований с участием 11 189 пациентов.

Из них 1867 пациентов (16,7%) были курильщиками или бывшими курильщиками. Смертность среди курильщиков составила 29,4% по сравнению с 17,0% среди некурящих: ОР 2,07 (95% ДИ: 1,59, 2,69).

В метаанализ, сравнивающий смертность между нынешними и бывшими курильщиками, были включены только четыре исследования с участием 532 пациентов. Смертность среди нынешних курильщиков составила 32,1%, тогда как смертность среди бывших курильщиков — 21,5%: ОР 1,03 (95% ДИ: 0,75, 1,40), различия статистически не значимы.

Курильщики более предрасположены к более тяжелым инфекциям из-за плохого мукоцилиарного клиренса и повышенного клеточного ответа, характеризующегося окислительным стрессом, повышенной проницаемостью, гиперпродукцией слизи и высвобождением провоспалительных цитокинов. Таким образом, вероятность развития ОРДС у курильщиков больше, чем у некурящих, как и вероятность более тяжелого течения респираторной патологии из-за пониженного легочного резерва и измененной физиологии.

SARS-CoV-2 использует рецепторы ангиотензинпревращающего фермента 2 (АПФ2) для проникновения в клетки респираторного эпителия. Недавнее исследования показали, что курение увеличивает экспрессию гена АПФ2 в секреторных клетках дыхательных путей. Хотя связь между экспрессией АПФ2 и тяжестью заболевания у пациентов с COVID-19 до сих пор не совсем понятна, возможно, что повышенная экспрессия АПФ2 у курильщиков может играть роль в неблагоприятном исходе, наблюдаемом среди этой популяции, либо путем прямого повреждения эпителиальных клеток, либо через последующие механизмы воспалительного каскада.

Курение может изменить врожденную адаптивную функцию иммунной системы и может привести к обострению патологических иммунных ответов и ослаблению нормальных физиологических функций иммунной системы. Кроме того, окислительно-восстановительный дисбаланс, связанный с курением, может активировать ядерный фактор-kB и активаторный белок-1, что приводит к экспрессии генов провоспалительных цитокинов, таких как интерлейкин-6, интерлейкин-8 и фактор некроза опухоли-альфа. Накапливающиеся факты подтверждают концепцию, что неконтролируемое перепроизводство аналогичных медиаторов воспаления, то есть «цитокиновый шторм», играет решающую роль в возникновении ОРДС у пациентов с COVID-19. Возникновение этого цитокинового шторма связано с худшими исходами при инфекции COVID-19 и является еще одним механизмом, с помощью которого курение может способствовать более высокой смертности среди этих пациентов.

Кроме того, курение может вызвать повреждение эндотелия легких и, таким образом, нарушение барьерной функции. Впоследствии это может увеличить альвеолярную проницаемость и риск отека легких. Курение также способствует дисфункции сосудов, вызывая состояние гиперкоагуляции, и является независимым фактором риска тромбоэмболии. Было отмечено, что COVID-19 связан с состоянием гиперкоагуляции, что определяет неблагоприятный прогноз.

В дополнение к прямому патологическому каскаду, связанному с курением, наличие ранее существовавших сопутствующих заболеваний, также может способствовать тяжелому течению заболевания. Курение является независимым фактором риска развития ХОБЛ, СД и сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно многочисленным исследованиям, наличие этих сопутствующих заболеваний приводило к более тяжелому течению COVID-19 и неблагоприятным исходам.

Таким образом, метаанализ показал, что курение может в два раза увеличить риск смертности у пациентов с COVID-19. По сравнению с бывшими курящими, у курильщиков риск смертности от COVID-19 был примерно на 50% больше, хотя различия не были статистически значимыми.

В ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России функционирует Центр профилактики и контроля потребления табака, в котором вы можете получить консультацию специалистов по отказу от курения.

Записаться на прием можно по телефону +7 (495)790-71-72.

Источник