ХОБЛ и COVID-19: кратко о взаимосвязях и подходах к оказанию медицинской помощи

21 мая 2021

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) относится к наиболее распространенным хроническим болезням органов дыхания (ХБОД). Распространенность ХОБЛ среди взрослого населения в Российской Федерации составляет 15,3%, а в некоторых странах достигает 20%. Заболевание ассоциировано с плохим качеством жизни больного, существенным социальным бременем и риском неблагоприятных исходов. При ХОБЛ, помимо воспаления, существенную роль играют дисфункция эпителия, ремоделирование дыхательных путей и легочной ткани. Патологический процесс в нижних дыхательных путях при ХОБЛ носит необратимый и прогрессирующий характер. Частые и тяжелые обострения ХОБЛ связывают с быстрым снижением функции легких и риском неблагоприятного исхода, включая летальный. Тяжелое обострение, нарастающая дыхательная недостаточность и сердечно-сосудистые заболевания входят в основные причины смерти больных ХОБЛ.

Зачастую при обострении ХОБЛ идентифицируют патогенные микроорганизмы (вирусы, бактерии, их комбинацию), в том числе риновирус, респираторно-синцитиальный вирус, вирус гриппа, парагриппа, метапневмовирус и коронавирус, у 30-50% пациентов. Новая коронавирусная инфекция, вспыхнувшая в декабре 2019 г. в китайском городе Ухань, спровоцировала весьма тяжелую эпидемическую ситуацию, став всемирной проблемой. Поскольку новое заболевание уже в 2019 г. приводило к тяжелому поражению органов дыхания, зачастую осложненному дыхательной недостаточностью, острым респираторным дистресс-синдромом, уже при первых сведениях о нем стали предполагать, что у пациентов с ХБОД могут развиваться наиболее неблагоприятные варианты течения. Позднее это было подтверждено данными научных публикаций: пациенты с ХОБЛ входят в группу риска тяжелого течения COVID-19, ассоциированного с летальным исходом. Весьма вероятно, что пациент с ХОБЛ, заболевший тяжелой формой COVID-19, — это полиморбидный пациент, что еще более может отягощать прогноз.

Патогенетические механизмы COVID-19 продолжают изучаться. Выявлено, что основной мишенью вируса при тяжелом поражении легких являются клетки альвеолярного эпителия, в цитоплазме которых происходит его репликация. Вирус непосредственно использует в качестве рецептора для интрацеллюлярного входа ACE2. Аффинность S-протеина SARS-CoV и ACE2 напрямую взаимосвязана с репликацией вируса и тяжестью заболевания. Известно, что при ХОБЛ экспрессия ACE2 выше, особенно при наличии ожирения. Сочетание ХОБЛ и ожирения является, по-видимому, еще более весомым предиктором неблагоприятных исходов COVID-19.
У больных ХОБЛ риск развития выраженных фиброзных изменений легочной ткани при COVID-19, вероятно, выше, что связывают с повышенной продукцией ИЛ-6 и других провоспалительных цитокинов на фоне COVID-19. В исследовании F. Zhou и соавт. среди пациентов с ХОБЛ и COVID-19 выжили только те, у которых уровень ИЛ-6 оставался нормальным.

Основные принципы ведения больного ХОБЛ в период эпидемии респираторной инфекции.
Тактика ведения пациентов с любым заболеванием всегда должна соответствовать нормативным документам, включая действующие Федеральные клинические рекомендации (ФКР). Кроме того, в настоящее время она должна соответствовать утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации Временным методическим рекомендациям «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19» (в настоящее время 10-й версии). В текущую пандемию COVID-19 отечественные и международные специалисты в области ХОБЛ опубликовали свое экспертное мнение на разных ресурсах: необходимо лечить ХОБЛ в период пандемии так же, как и ранее, в соответствии с разработанными принципами (GOLD, февраль 2020 г.). При этом в случае появления новых респираторных симптомов или усиления имевшихся симптомов у больного ХОБЛ важно оценить наличие/отсутствие признаков острой респираторной инфекции, провести дифференциальную диагностику с COVID-19 и другими, определить имеется ли обострение ХОБЛ или это признаки другого заболевания (например, сердечной недостаточности, другой патологии). Все эти обстоятельства и определяют дальнейшую тактику ведения больного. Ранее нами были опубликованы работы, в которых были предприняты попытки суммирования имевшихся к моменту их написания сведений о ХОБЛ и COVID-19, включая краткие алгоритмы дифференциальной диагностики и ведения.

Если при COVID-19, даже легкого течения, есть признаки обострения ХОБЛ, требуется определить степень тяжести обострения и вести пациента, учитывая подходы, описанные в разделе ФКР по ХОБЛ, посвященном лечению обострений, одновременно принимая все меры и по утвержденным протоколам лечения COVID-19, и другой коморбидности. Очевидно, что сразу после купирования обострения ХОБЛ следует назначить регулярную ингаляционную терапию ХОБЛ по принципам, описанным в актуальных рекомендациях.
Профилактика COVID-19 у пациентов с ХОБЛ включает общепринятые меры, разработанные экспертами ВОЗ и национальной системой здравоохранения. Пациентам с ХОБЛ настоятельно рекомендуется следовать всем принципам профилактики респираторных инфекций, включая COVID-19, для минимизации риска заражения. Краткий перечень включает:

— ношение одноразовой медицинской маски (смена каждые 2 ч) и одноразовых перчаток в общественных местах;
— соблюдение правил личной гигиены (мытье рук с мылом, использование одноразовых салфеток при чихании, сморкании и кашле, прикасаться к лицу только чистыми салфетками или вымытыми руками);
— соблюдение физического дистанцирования;
— промывание носа изотоническим раствором хлорида натрия;
— использование лекарственных средств для местного (интраназального) применения, обладающих барьерными функциями;
— при высоком риске инфицирования возможна медикаментозная профилактика (местное применение рекомбинантного интерферона-альфа, пероральные средства);
— своевременное обращение за медицинской помощью (при появлении первых симптомов ухудшения состояния);
— самоизоляция при подозрении на заболевание.

Врачам, у которых пациенты с ХОБЛ находятся на диспансерном наблюдении, необходимо его продолжать, однако в период распространения и эпидемии респираторных инфекций предпочитать дистанционный контроль состояния пациента, проводимой терапии и профилактики факторов риска.