Директор ФГБУ «НМИЦ ПМ» о маркетинговых аспектах профилактики «заболеваний образа жизни»

Также в рамках Круглого стола директор ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России, д.м.н., профессор О.М. Драпкина рассказала о маркетинговых аспектах разработанной стратегии профилактики неинфекционных заболеваний в России.

По ее мнению, работа должна проводиться одновременно в двух направлениях: использование маркетинговых инструментов для стимулирования здорового образа жизни с параллельным ограничением маркетинга нездорового образа жизни.

Курение, избыточное потребление алкоголя, неправильное питание, низкая физическая активность – это те «мишени», на которые направлены меры популяционной профилактики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). То есть, это те меры, эффективность которых, в том числе и экономическая, не вызывает сомнений в странах со всеми уровнями доходов населения.

Среди них – повышение налогов на табачную продукцию и алкоголь, использование обезличенных упаковок или упаковок с предупреждающими надписями, ограничение времени продажи, запрет рекламы в СМИ и спонсорства. Кроме того, предполагается установление пороговых значений содержания поваренной соли в продуктах питания, проведение масштабной разъяснительной работы с населением через СМИ на тему здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, оптимизации питания и повышения физической активности.

В докладе также была рассмотрена нормативно-правовая база ограничения маркетинга компонентов нездорового образа жизни. Особое внимание было уделено вопросу ужесточения ограничений маркетинга табака, электронных сигарет, систем доставки никотина и продуктов, не являющихся никотином, в том числе —  через Интернет, демонстрацию художественных и мультипликационных фильмов, видеороликов.

Часть мер демаркетинга, по словам профессора О.М. Драпкиной, уже реализуется в России. Например, уже существует запрет на рекламу алкоголя и его продажу в ночное время. Тем не менее, в этом вопросе имеются и проблемы. Так, в частности, имеет место реклама пива в спортивных передачах, либо реклама без алкогольного пива без привязки к трансляции спортивных мероприятий, а также наличие большего, чем, например, в скандинавских странах, числа точек продаж алкогольной продукции.

В рамках предлагаемой Стратегии профилактики хронических неинфекционных заболеваний предлагается законодательно ввести запрет на рекламу алкоголя в Интернете, размещение предупреждающей информации о вреде чрезмерного потребления алкоголя на этикетках бутылок, ограничение демонстрации сцен избыточного потребления спиртных напитков в теле- и кинофильмах, мультфильмах, видеороликах.

Однако, как отмечено в докладе, в отношении продуктов, не соответствующих принципам здорового питания, сегодня в России ограничений практически нет.

Так, по словам профессора О.М. Драпкиной, нет национальных рекомендаций по маркетингу пищевых продуктов с высоким содержанием соли, сахара, жиров, а также безалкогольных напитков, направленному на детей. Недостаточны меры по ограничению продажи вредных продуктов вблизи образовательных учреждений. Столь же недостаточны ограничительные меры по недопущению недостоверной рекламы пищевых продуктов с сомнительным для здоровья составом.

Поэтому разработчики Стратегии предлагают пересмотреть требования к маркировке пищевых продуктов, содержащих сахар, соль, жиры, трансжиров; законодательно запретить направленную на детей и произведенную с участием детей рекламу продуктов питания, вредных для здоровья детей; усилить меры по недопущению недостоверной рекламы пищевых продуктов с якобы полезными свойствами, а также развитие практики саморегулирования в отношении рекламы нерациональных продуктов питания, направленной на взрослых.

При этом, по мнению О.М. Драпкиной, продвижение идеи здорового образа жизни сегодня является недостаточным, в том числе – в части присутствия соответствующей социальной рекламы на телевидении. Наблюдается также дефицит «продуманных продолжительных информационных кампаний по здоровому образу жизни», а такие современные средства коммуникации как социальные сети используются для этих целей недостаточно.