Дискуссия о нифедипине как отрицательный пример работы популярной прессы с результатами научных исследований

3 апреля 2019

Заседание дискуссионного  клуба врачей и научных сотрудников ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России Journal Club 26 марта 2019  года стало особенно необычным.

Руководитель отдела профилактической фармакотерапии, д.м.н., профессор С.Ю. Марцевич и научный сотрудник отдела  кардиологии и молекулярной генетики, к.м.н.  Ю.В. Мареев проанализировали новые сведения о возможной связи между приемом препарата нифедипина и опасностью внезапной сердечной смерти (ВСС) из-за фибрилляции желудочков, полученные при ретроспективном анализе двух регистров[1]. Оба регистра являются частью большого проекта Европейского общества кардиологов ESCAPE NET по изучению факторов, ассоциированных с внезапной сердечной смертью[2].

Напомним, что тема опасности нифедипина недавно обсуждалась в СМИ, в том числе и в российских. Однако, как полагают научные сотрудники Центра, ситуация не столь однозначна.

Выступая в рамках Journal Club, профессор С.Ю. Марцевич и к.м.н. Ю.В. Мареев подвергли критике результаты исследования, полученные европейскими кардиологами. Анализ был проведен по принципу “случай-контроль”. При этом сведения о пациентах, внезапно умерших от фибрилляции желудочков, и больных из группы контроля были взяты из разных баз данных. Так, случаи ВСС извлекались из нидерландского (ARREST – Dutch Amsterdam Resuscitation Studies Registry) и датского (DANCAR – Danish Cardiac Arrest Registry) регистров внезапной смерти, в то время для контрольной группы брались пациенты нидерландской базы PHARMO Database Network и из общей популяции проживающих в  Дании, сопоставимые по возрасту, полу и времени наблюдения (дата ВСС у внезапно умерших)[3]. Отношение шансов смерти рассчитывалось с использованием многофакторного регрессионного анализа, при котором учитывались основные факторы риска ВСС. Однако сведений о том, какие именно факторы учитывались, пока нет. Проведенный анализ показал, что назначение большой дозы нифедипина (≥60мг в сутки) ассоциировалось с повышением риска ВСС на 45% для регистра ARREST и почти в 2 раза для регистра DANCAR[3], [4].

При суждении о значении этих результатов следует учитывать, что данному анализу присуще множество недостатков и неясностей. Так, число больных, получавших нифедипин, было невелико – только 109 пациентов в регистре ARREST (из них 52 в большой дозе) и 58 в регистре DANCAR (из них 27 в большой дозе)[4]. Кроме того, нет сведений о связи назначения нифедипина со смертностью от всех причин. Не ясно также, какие лекарственные формы нифедипина были использованы – короткодействующие или пролонгированные. Наконец, представленный анализ не позволяет определить причины назначения больших доз нифедипина, но можно предполагать, что они применялись у больных с наиболее тяжелой артериальной гипертонией, что само по себе могло оказать неблагоприятное влияние на прогноз. В целом подобного рода анализы никогда не дают уверенности в том, что группы сравнения были исходно сопоставимы по всем важным факторам, влияющим на частоту неблагоприятных исходов. Соответственно, полученные свидетельства не являются ни достаточно надежными, ни окончательными и требуют подтверждения при дальнейшем изучении. Такого мнения придерживаются и авторы работы. С другой стороны, сообщения об опасности использования высоких доз (≥80мг) короткодействующего нифедипина были и раньше[5].

Однако, как бы то ни было, врачам следует знать, что при назначении низких и умеренных доз нифедипина и другого кальциевого антагониста (амлодипина) связи с ВСС в данном исследовании отмечено не было.

В итоге представляется, что излишняя и во многом преждевременная шумиха в СМИ вокруг этих предварительных и неполных научных данных может привести к неоправданному давлению на врачей и необоснованной отмене препаратов нифедипинового ряда у нуждающихся в них больных, а также, что не менее опасно, способствовать формированию у немедицинской общественности предубеждений, основанных на пока еще не доказанных гипотезах.

 

Источники

[1]      “Commonly used heart drug associated with increased risk of sudden cardiac arrest.” [Online]. Available: https://www.escardio.org/The-ESC/Press-Office/Press-releases/Commonly-used-heart-drug-associated-with-increased-risk-of-sudden-cardiac-arrest. [Accessed: 28-Mar-2019].

[2]      “ESCAPE-NET.” [Online]. Available: https://www.escardio.org/Sub-specialty-communities/European-Heart-Rhythm-Association-(EHRA)/Research-and-Publications/escape-net. [Accessed: 28-Mar-2019].

[3]      “High-dose nifedipine use is associated with increased risk of out-of-hospital ca.” [Online]. Available: https://esc365.escardio.org/Congress/EHRA-2019/Young-EP-poster-session-Young-meets-Experienced/188365-high-dose-nifedipine-use-is-associated-with-increased-risk-of-out-of-hospital-cardiac-arrest-multi-country-case-control-study. [Accessed: 28-Mar-2019].

[4]      “Building an EU-funded network for sudden cardiac arrest research — ESCAPE-NET.” [Online]. Available: https://esc365.escardio.org/Congress/EHRA-2019/Sudden-cardiac-arrest-European-perspectives-and-solutions/181549-building-an-eu-funded-network-for-sudden-cardiac-arrest-research-escape-net#slide. [Accessed: 28-Mar-2019].

[5]      C. D. Furberg, B. M. Psaty, and J. V Meyer, “Nifedipine. Dose-related increase in mortality in patients with coronary heart disease.,” Circulation, vol. 92, no. 5, pp. 1326–31, Sep. 1995.