Здоровый город

17 сентября 2021

Спрос рождает предложение? Действительно ли нам необходимо такое большое количество магазинов по продаже алкоголя и табака? Мы выбираем магазины или магазины нас?

Здоровье человека – комплексное явление, которое зависит от множества факторов. К факторам, влияющим на формирование риска основных хронических неинфекционных заболеваний, кроме традиционных факторов риска и образа жизни, относят также окружающую среду. Причем под этим термином понимают не только экологические факторы, но и то непосредственное окружение, в котором человек проживает. Относительно недавно появился термин «neighborhood environment». Этим термином описывают пространство в непосредственной близости (около 400 м) от места жительства человека, которое влияет на его поведение.

Благоустроенные городские зеленые зоны, наличие парков, способствуют увеличению физической активности у жителей района, если есть удобные дорожки для прогулок – то люди будут гулять. Наличие фермерских рынков, точек по продаже свежих овощей и фруктов повышает употребление свежих овощей и фруктов. К негативным факторам относят круглосуточно работающие точки по продаже фаст-фуда, магазины по продаже алкоголя и сигарет на первых этажах многоквартирных домов, непригодные для пеших прогулок дороги и загрязненные улицы.

Алкогольсодержащие напитки реализуются в продуктовых и специализированных магазинах, ресторанах, барах и отелях. Высокая плотность точек по продаже алкоголя ассоциирована с увеличением потребления алкоголя, как среди взрослого населения, так и среди подростков, с вождением в нетрезвом виде и количеством ДТП, травм, насильственных преступлений, риском развития острых и хронических заболеваний. В 50 городах США проанализировали взаимосвязь магазинов по продаже алкоголя  и ДТП, увеличение магазинов на  10% связано с увеличением общего количества ДТП на 2,8%. Количество точек продажи алкогольных напитков ассоциировано и с числом насильственных преступлений в районе (убийств, изнасилований, грабежей, нападений при отягчающих обстоятельствах). При сокращении плотности точек по продаже алкоголя в исследуемом районе всего на 3% количество насильственных преступлений сокращается вдвое. Другим важным социальным последствием употребления алкоголя является домашнее насилие. Употребление алкоголя ухудшает восприятие информации, ослабляет мозговые механизмы, которые управляют импульсивным поведением, повышает агрессию. Жертвами насилия со стороны партнера являются преимущественно женщины.

Потребление табака является одним из значимых факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний и смерти от этих заболеваний. Высокая плотность точек по продаже табачной продукции ассоциирована с увеличением интенсивности курения не только среди взрослых людей, но и среди подростков, а также увеличением подверженности пассивному курению.

Розничные магазины по продаже табачных изделий чаще встречаются в районах, где проживает больше несовершеннолетних и расположенных ближе к школам.  Электронные сигареты и системы нагревания табака в продаже появились недавно, однако уже пользуются популярностью среди курильщиков. Современные красивый дизайн, различные ароматические свойства, маркетинговые кампании – факторы, которые привлекают курильщиков при выборе электронных сигарет и систем нагревания табака.

Большое количество точек продажи алкоголя и табака повышает вероятность потребления алкогольной и табачной продукции, в том числе детьми и подростками. При высокой плотности розничных магазинов по продаже алкоголя и табака у детей и подростков может сложиться впечатление о доступности этих продуктов, простоты их покупки, а также представление о том, что курение и употребление алкоголя является обычным и приемлемым явлением. Именно поэтому, родителям, которые отводят или встречают детей из школы, также следует продумывать маршруты и обходить магазины по продаже алкоголя и табака.

Если Вы пытаетесь отказаться от курения, старайтесь не посещать в этот период торговые центры, в которых находятся магазины по продаже табака, они часто размещаются сразу после касс крупных супермаркетов.