Академик АМН СССР Александр Леонидович Мясников

Годы учебы. Начало трудовой деятельности (1922-1932 гг.)

Александр Леонидович Мясников родился 19 сентября 1899 года в городе Красный Холм Тверской губернии в семье медиков. Его отец, Леонид Александрович, после окончания медицинского факультета вернулся в Красный Холм, став земским врачом. Благодаря его усилиям удалось открыть в 1890 году земскую больницу на 10 коек. Широкая образованность врача-универсала, гуманность и исключительное обаяние принесли Л.А. Мясникову большую популярность. В 1899 году он избран  Городской главой Красного Холма и на протяжении десяти последних лет энергично занимался благоустройством города.

Мать Александра Леонидовича, Зинаида Константиновна, окончила медицинские курсы в Петербурге, став “лекарской помощницей”. В Красном Холме она работала вместе с Леонидом Александровичем, и вскоре они поженились.

Александр Леонидович окончил школу в 1917 году с золотой медалью и поступил без экзаменов на медицинский факультет 1-го Московского медицинского университета.

В 1922 году, окончив медицинский факультет, получил приглашение на работу в качестве ассистента клиники под руководством профессора Д.Д. Плетнева. Но по заявлению партийной ячейки Александр Леонидович был лишен этой возможности, так как в студенческие годы молодой Мясников попал в Бутырскую тюрьму за призыв к студентам бороться за самоуправление в Московском университете. Вмешательство наркома здравоохранения Н.А. Семашко тогда спасло его от тяжелых последствий. А.Л. Мясников вынужден был уехать в Ленинград с письмом своего учителя к профессору Г.Ф. Лангу с просьбой устроить на работу талантливого студента.

Выдающийся клиницист и ученый, безгранично преданный своему делу, строгий, но всегда справедливый, Г.Ф. Ланг сумел сплотить вокруг себя большую группу врачей-энтузиастов. Рабочие места в клинике профессора на 20-30 коек были строго ограничены. Рядом со штатными ординаторами, ассистентами в клинике бесплатно работали многие врачи-экстерны: вели больных, преподавали студентам, занимались научными исследованиями.

А.Л. Мясников начал свою трудовую деятельность в качестве сверхштатного врача-экстерна (без зарплаты) в терапевтическом отделении Института усовершенствования врачей под руководством Григория Федоровича Ланга, полностью погрузившись в лечебную и научную работу. Среди молодых сотрудников А.Л. Мясников стал быстро выделяться блестящими способностями и необычайной творческой энергией.  Круг его научных интересов был поразительно широк, но активнее всего молодой человек работал над проблемами сердечно-сосудистых заболеваний, печени и системы крови. У него появились очень интересные научные работы, одна из которых – холестерин в крови при атеросклерозе – была одной из первых в стране по этому важному вопросу. Он провел и опубликовал результаты экспериментально-клинических исследований по гемодинамике (1924-1928 гг.), по обмену холестерина при атеросклерозе (1924-1928 гг.).

Результаты работы по обмену холестерина были доложены на съезде терапевтов и затем опубликованы в немецком журнале клинической медицины “Zeitschrift fur klinische Medizin”. Перенеся болезнь Боткина, он начал детальное изучение патологии печени, чему в дальнейшем было посвящено много лет научной деятельности.

Осенью 1926 года А.Л. Мясников получил штатное место ассистента в клинике 1-го Ленинградского мединститута, куда перешел вместе со своим руководителем и учителем Г.Ф. Лангом и где проработал до 1932 года. В этот период А.Л. Мясников уделял большое внимание патологии печени. Предложенная им классификация гепатитов встретила скептическое отношение ведущих специалистов. Даже в клинике неохотно принимали “мясниковские” данные, хотя Г.Ф. Ланг относился к ним благожелательно.

 

Новосибирский период деятельности (1932-1938 гг.)

В 1932 году А.Л. Мясников принимает неожиданное для своей карьеры приглашение возглавить кафедру факультетской терапии Новосибирского института  усовершенствования врачей. Кафедра небольшая, но работа с местными врачами была очень интересна для Александра Леонидовича.

В 1934 году открывается Новосибирский медицинский университет. На его третий курс переводится часть студентов из Омска и Томска. Занятия по переподготовке, а на следующий год – факультетской терапии проходили в клинике А.Л. Мясникова, и он становится заведующим кафедрой факультетской терапии, сохраняя за собой и кафедру терапии ГИДУВа. Некоторое время Александр Леонидович выполнял обязанности заместителя директора института по научной работе, параллельно заведовал клиникой профессиональных заболеваний в НИИ гигиены и санитарии. Сибирь увлекла Александра Леонидовича – гигантский простор для его кипучей энергии, страсти к работе и проявления инициативы и реализации планов. Наряду с врачебной, педагогической и организационной деятельностью, молодой ученый поглощен широкими научными исследованиями. В 1934 году (35 лет) А.Л. Мясников заканчивает работу над монографией “Болезни печени”, в которой обобщает материалы, полученные еще в клинике Г.Ф. Ланга и дополненные в Новосибирске. Этот научный труд – первый в стране по гепатологии. После издания А.Л. Мясникову без защиты диссертации была присвоена степень доктора медицинских наук и звание профессора.

В Новосибирске (1936 г.) А.Л. Мясников выпустил свою вторую книгу “Висцеральная малярия”. Малярия в те году была большим бичом для населения Сибири. Александр Леонидович подробно описал малярийные поражения внутренних органов, в том числе почек, что послужило незаменимым подспорьем для местных врачей.

В Сибири А.Л. Мясников посвятил время проблемам профессиональной патологии. Он выезжал в Кузбасс, организовывал обследования шахтеров, коксохимиков, разрабатывал рекомендации для рабочих горячих цехов. Среди работников мясокомбинатов в те времена был распространен бруцеллез. А.Л. Мясников тщательно изучил эту проблему, собрал обширный клинический материал, который позже обобщил в монографии “Клиника бруцеллеза” (1944 г.).

Недолгим был период пребывания Л.А. Мясникова в Новосибирске – с 1932 по 1938 годы, но этот период интенсивного самостоятельного творчества, важный с целью становления

ученого, учителя, врача. За 6 лет издано 2 монографии, несколько сборников научных трудов, выполнено сотрудниками более 50 различных работ.

 

Ленинградский период (1938-1948 гг.)

В 1938 году А.Л. Мясников был избран заведующим и профессором кафедры факультетской терапии 1-го Ленинградского медицинского института (1ЛМИ). В 1940 г. он написал учебник пропедевтики внутренних болезней, который задумал, еще работая в Новосибирске. В том же году была организована Военно-медицинская академия на базе морского факультета 10-го ЛМИ и 3-го Ленинградского медицинского института, куда он перешел на должность начальника кафедры факультетской терапии Военно-морской медицинской академии (ВММА) в звании бригадного врача, а в дальнейшем полковника медицинской службы.

В начале Великой отечественной войны в 1941 году Александр Леонидович организовывал  эвакуацию Академии в Киров, наладил там работу клиник и преподавание слушателям академии. В это время он был назначен главным терапевтом Военно-морских сил СССР. В обязанности главного терапевта входило посещение действующих флотов, организация и инспекция терапевтической службы в военно-морских госпиталях.

По долгу службы А.Л. Мясников был в командировках на Балтийском, Северном, Черноморском флотах, а также инспектировал госпитали Каспийской флотилии. Повсюду он консультировал больных. Военно-морские госпитали в Батуми, Поти были заполнены большим количеством больных малярией, опыт лечения которой был им получен во время работы в Новосибирске.

В это тяжелое время он не прекращал ни научных исследований, ни преподавательской деятельности,  а также продолжал подготовку публикаций. Консультируя больных, эвакуированных из Ленинграда, а также, будучи в командировках в блокадном городе, он наблюдал две формы алиментарной дистрофии – сухую и отечную, что потом было описано в его монографии.

А.Л. Мясников принимал участие в московской конференции военных врачей, где обсуждались вопросы первичной обработки ран. В 1943 году он участвовал в Пленуме Ученого совета Медико-санитарного управления ВМФ СССР, на котором поднимались злободневные вопросы военной хирургии и терапии.

Он организовывал и провел несколько научно практических конференций для морских врачей с целью обобщения опыта оказания терапевтической помощи морякам. В 1943 году Александр Леонидович впервые наблюдал случаи острой гипертонии, что в дальнейшем обсуждалось на конференции в Горьком. В 1944-1945 годах был опубликован учебник по пропедевтике внутренних болезней, издана монография «Клиника алиментарной дистрофии», ее он посвятил своей матери, умершей в блокаду. В этот же период вышла из печати еще одна монография – «Клиника бруцеллеза», написанная на основании наблюдений в Новосибирске, а также первые работы по гипертонической болезни.

В 1946 году А.Л. Мясников был избран членом-корреспондентом, а в 1947 году – действительным членом Академии медицинских наук СССР.

Московский период жизни (1948-1965 гг.)

 

В 1948 году А.Л. Мясников был приглашен на пост директора Института экспериментальной и клинической терапии, который сначала располагался на Щипке. Одним из первых распоряжений новоиспеченного руководителя был приказ за номером 228 от 29 сентября 1948 года «В соответствии с Постановлением Совета Министров Союза СССР от 10 июня 1948 года о переименовании  Институтов АМН СССР и приказа Академии Медицинских наук СССР №591 от 21 сентября 1948 года, Институт Экспериментальной и клинической терапии АМН СССР переименован в Институт терапии АМН СССР».

Но возможности А.Л. Мясникова были ограничены не только малыми площадями старого здания Института терапии на Щипке, но и, соответственно, минимальным количеством штатных сотрудников.

Оценив сложившуюся ситуацию, А.Л. Мясников решил сосредоточить научные исследования  на приоритетном направлении – гипертонической болезни. К приходу А.Л. Мясникова в Институте работали И.А. Черногоров – заместитель Директора по науке, а И.И. Сперанский – руководитель отделения язвенной болезни, затем сменил И.А. Черногорова и стал заместителем директора по науке.

Небольшие площади на «Щипке» сдерживали дальнейшее воплощение в жизнь практической разработки целого ряда перспективных и новаторских идей. Несомненно, назрела острая необходимость в более мощном комплексе, в котором было бы возможным расположить новаторскую экспериментальную базу с научно-исследовательскими лабораториями, новейшими приборами, современно оборудованными клиническими и вспомогательными отделениями, кабинетами.

А.Л. Мясников с присущей ему решительностью и глубоким знанием дела берется за воплощение этой сложнейшей задачи. И благодаря блестящим организационным способностям, заслуженному авторитету энергичного директора,  Институту терапии  руководством страны было предоставлено большое здание в центре Москвы, в Петроверигском переулке.
С осени 1959 года новым стало не только здание института, обновленным стал и коллектив, который не скрывал своего восторга от переезда, чем очень гордился А.Л. Мясникова.

Основное направление научных приоритетов Института терапии – борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями. А.Л. Мясников писал: “Гипертоническая болезнь, атеросклероз и связанная с ними коронарная недостаточность – вот суровая триада болезней, в наибольшей мере поражающих современное человечество.

Именно эти болезни составляют львиную долю внутренних болезней в данное время.

Именно они уносят преждевременно миллионы жизней и мешают жить и работать людям в расцвете сил.

Именно они ускоряют наступление старости. Борьба с этими заболеваниями, изучение путей их преодоления являются проблемой №1 в медицине.

Институт терапии АМН СССР избрал ее основной своей научной и научно-практической деятельности».

 

Международное признание (1948-1965 гг.)

 

С момента образования Институт терапии АМН СССР начал активное сотрудничество с ведущими зарубежными научными центрами, занимающимися исследованиями в области сердечно-сосудистых заболеваний.

Несомненно, первое время именно А.Л. Мясников как блестящий ученый и организатор много сделал для укрепления международных связей – блистательно представлял советскую медицину в мировом профессиональном сообществе, способствовал признанию заслуг отечественных терапевтов и достижений советского здравоохранения. Стокгольм и Мадрид, Бухарест и Париж, Лондон и Филадельфия. Венгрия, Китай, Швейцария. Съезды, конференции, симпозиумы, заседания комитетов экспертов ВОЗ.

В 1955 году первая делегация ведущих американских специалистов посетила Институт терапии, а в 1964 году уже делегация ученых Института терапии изучала деятельность Национального института сердца, крови и легких в Вашингтоне.

Большую роль в развитии научных связей сыграла личная дружба А.Л. Мясникова и корифея американской кардиологии П. Уайта.

 

 

Многочисленные группы ученых и врачей из разных уголков земного шара регулярно знакомились с достижениями советской медицины в борьбе и сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как научные открытия коллектива Института терапии всегда отражали основные направления развития мировой кардиологии.

 

 

 

Известный врач и общественный деятель 

 

Очень важное и довольно значимое место в рабочем графике А.Л. Мясников отводил непосредственно лечебной работе. Вереницы врачей городских больниц и поликлиник, сопровождавших профессора А.Л. Мясникова во время обхода больных в клинике, – наглядное свидетельство его высокого врачебного искусства.

В Институте терапии особенной популярностью пользовались «сидячие» обходы Александра Леонидовича, получившие название разборов, – обсуждение нескольких наиболее неясных больных. Они стали отличной школой клинического мышления, диагностического и лечебного мастерства. Размышляя вслух у постели больного, профессор Мясников умел с блеском подводить своих слушателей к правильному диагнозу.

На всех этапах своей насыщенной жизни Александр Леонидович вел большую научно-общественную работу: в Новосибирске он председатель научного медицинского общества, в Ленинграде – заместитель председателя Ленинградского общества терапевтов, в Москве – заместитель председателя Московского общества терапевтов.

Одновременно он был заместителем председателя Всесоюзного терапевтического общества и Всесоюзного общества кардиологов. С 1957 года – Председатель Всероссийского общества терапевтов. Он был членом президиума Академии медицинских наук, академиком-секретарем Отделения клинической медицины Академии, а также многолетним председателем Ученого совета этого отделения и членом высшей аттестационной комиссии Министерства высшего образования СССР.

А.Л. Мясников – главный редактор журнала «Кардиология» с момента его создания. Под его редакцией выходило многотомное руководство по внутренним болезням для врачей и реферативный журнал «Вопросы патологии сердечно-сосудистой системы». Одно перечисление должностей говорит об огромной общественной деятельности.

Он не только «присутствовал при сем», а постоянно  организовывал и направлял научную мысль.

Он выступал с переводами и обзорными статьями, с программными докладами и капитальными сообщениями на заседаниях обществ всесоюзных и республиканских съездах.

А.Л. Мясников обращался к телезрителям, выступал по радио, читал лекции в Политехническом музее, писал в газеты и популярные журналы. Он выпустил брошюру «100 вопросов и ответов» и везде ярко и доходчиво рассказывал о причинах атеросклероза, гипертонической болезни и инфаркта миокарда, об успехах и перспективах борьбы с ними, о возможностях профилактики.

Заслуженные награды

О международном признании научного авторитета А.Л. Мясникова говорит его избрание членом президиума международного терапевтического и кардиологического обществ; почетным член-корреспондентом кардиологического общества Чили и Чехословацкого медицинского общества имени Пуркинье; членом-корреспондентом Академии наук Румынии и членом сербской Академии наук и искусств.

Он был также членом редколлегий пяти известнейших зарубежных кардиологических журналов.

Столь же высок был и его врачебный авторитет. Недаром в самых ответственных и сложных случаях на консультации в дружественные страны вылетал А.Л. Мясников.

Он также был в группе врачей, лечивших И.В. Сталина в последние дни его жизни.

В знак мирового признания научной и трудовой деятельности 23 апреля 1965 года А.Л. Мясникову – единственному из отечественных ученых – была вручена высшая премия международного кардиологического общества «Золотой стетоскоп».

Во время вручения премии Александр Леонидович, чтобы разрядить обстановку, в шутку выслушал сердце ведущего американского кардиолога Пола Уайта.

 

Великое наследие.

Знаменитая школа А.Л. Мясникова

 

А.Л. Мясников всегда делал ставки на самых талантливых, с большим научным потенциалом, учеников, что послужило основой для формирования знаменитой и ведущей научной школы Мясникова – Е.И. Чазов, Н.А. Ратнер, Л.С. Матвеева, А.С. Логинов, И.К  Шхвацабая, А.В. Виноградов, Н.М. Мухарлямов, Л.А. Мясников, Л.Ф. Николаева, Д.М. Аронов, Л.В Чазова, Н.Н. Кипшидзе, З.И. Янушкевичус, Н.Р. Палеев, Г.Г. Арабидзе.

А.Л. Мясников – автор 9 монографий, 4 учебников и почти 250 научных статей, педагог и руководитель, вырастивший армию специалистов, среди которых 100 кандидатов медицинских наук, 30 докторов наук.

За большой исследовательский и фактический материал, обобщенный в монографии «Атеросклероз», опубликованной в 1960 году, А.Л. Мясников был удостоен премии им С.П. Боткина (присуждается за крупный вклад в развитие теоретической и клинической медицины и укрепление здоровья нации).

За научные и трудовые заслуги А.Л. Мясников был награжден Орденами Ленина, Трудового Красного знамени, Красной звезды и несколькими медалями. После его смерти – 19 ноября 1965 года некролог был опубликован на 1-й странице газеты «Правда». Позднее, в 1968 году, когда встал вопрос, где установить бюст А.Л. Мясникова, созданный скульптором М.П. Олениным с целью увековечить память выдающегося ученого, клинициста и руководителя, не возникло никаких сомнений, что он должен находиться рядом с его детищем – в Петроверигском переулке.