Здоровое питание с низким провоспалительным потенциалом снижает риск гестационного сахарного диабета

Введение. Гестационный сахарный диабет  — частое заболевание беременных, которое затрагивает почти 17% всех беременностей во всем мире. Гестационный диабет оказывает как краткосрочное, так и долгосрочное воздействие на здоровье матери и ребенка, увеличивая риск преэклампсии и макросомии. Кроме того, гестационный диабет предрасполагает матерей к сахарному диабету 2 типа, а детей — к ожирению в будущем.

На сегодняшний день существуют убедительные доказательства того, что питание играет важную роль в возникновении гестационного диабета (ГД). Потребление продуктов, богатых насыщенными жирными кислотами (НЖК) и холестерином, было связано с повышенным риском ГД, в то время как употребление в пищу клетчатки было связано со сниженным риском ГД. Результаты предыдущих исследований продемонстрировали, что западная диета с большим содержанием жирных молочных продуктов, красного мяса, фастфуда, закусок и сладостей, связана с повышением риска ГД. Напротив, средиземноморская модель и здоровая диета, богатая овощами, ржаным хлебом, фруктами и ягодами, рыбой связаны со сниженным риском ГД. Однако помимо состава диеты, на возникновение ГД могут также оказывать влияние частота приема пищи и продолжительность ночного голодания. Было показано, что частота приема пищи влияет на показатели гликемии у беременных.

Целью этого исследования было всесторонне изучить вклад питания на ранних сроках беременности на риск развития ГД в группе женщин высокого риска с избыточным весом или ожирением. Учеными был применен комплексный подход, с помощью которого была проведена оценка взаимосвязи между потреблением питательных веществ, режимами питания, общим качеством диеты и частотой приема пищи с возникновением ГД. Также был исследован провоспалительный потенциал диеты, поскольку воспаление может служить одним из вероятных механизмов возникновения ГД.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 351 беременная женщина с избыточной массой тела и ожирением, входящих в группу риска по ГД. Питание пациенток оценивалось с помощью трехдневных дневников питания и опросников по качеству питания на ранних сроках беременности. Были рассчитаны частота приема пищи и потребление питательных веществ а режимы питания определены с помощью анализа основных компонентов. Воспалительный потенциал диеты определяли путем расчета диетического воспалительного индекса (DII®) и скорректированного по энергии DII (E-DII ™). ГД был диагностирован с помощью перорального теста на толерантность к глюкозе на сроках 24–28 недель беременности.

Результаты. Более высокая приверженность к «более здоровому режиму питания», характеризующемуся потреблением овощей и ржаного хлеба, была связана со снижением риска ГД (скорректированное ОШ 0,27, 95% ДИ 0,11–0,70). Более высокий балл E-DII, указывающий на провоспалительный потенциал диеты, был связан с повышением риска ГД на 27% (скорректированное OШ 1,27; 95% ДИ 1,08–1,49) для каждой точки E-DII. При оценке потребления питательных веществ общее количество жиров, насыщенных жирных кислот и трансжиров было выше, а клетчатки — ниже среди женщин с диагностированным ГД по сравнению с женщинами, у которых не развивался ГД (p <0,05). Потребление общих жиров, НЖК и трансжиров служило значимым предиктором ГД (p <0,05).

Выводы. Полученные результаты подчеркивают важность приверженности к здоровому питанию и ограничения продуктов с НЖК и другими питательными веществами с высоким воспалительным потенциалом для снижения риска ГД.

Источник