«Немой» высокий уровень холестерина поздно диагностируется и недооценивается

20 сентября 2021

Введение. Глобальный регистр сотрудничества по изучению семейной гиперхолестеринемии (FHSC) Европейского общества атеросклероза обеспечивает площадку для глобального эпиднадзора за семейной гиперхолестеринемией посредством сбора и объединения международных данных. В данном исследовании приведена характеристика взрослого населения с гетерозиготной семейной гиперхолестеринемией и подробно описано, как выявлять и лечить данное заболевание в мировом масштабе.

Методы. С помощью данных Глобального регистра по изучению семейной гиперхолестеринемии (СГХС) была проведена перекрестная оценка взрослых в возрасте 18 лет и старше с клинически/генетически вероятной или подтвержденной семейной гетерозиготной гиперхолестеринемией на момент внесения в реестр. Сравнивались данные пациентов с впервые выявленной СГХС и пациентов с ранее установленным диагнозом СГХС.

Результаты. Из 61 612 человек в регистре в исследование были включены 42 167 взрослых (21 999 [53,6%] женщин) из 56 стран. Из них у 31 798 (75,4%) лиц диагноз СГХС был установлен согласно критериям Голландской сети клиник по лечению липидных нарушений; 35 490 (84,2%) участников были из Европейского региона ВОЗ. Средний возраст участников на момент внесения в регистр составлял 46,2 года (34,3–58,0); средний возраст при постановке диагноза семейной гиперхолестеринемии составлял 44,4 года (32,5–56,5), при этом 40,2% участников были моложе 40 лет на момент постановки диагноза. Распространенность факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний прогрессивно возрастала с возрастом и варьировала в зависимости от региона ВОЗ. Распространенность ишемической болезни сердца составила 17,4% (2,1% для инсульта и 5,2% для заболеваний периферических артерий), увеличиваясь с повышением концентрации «нелеченого» холестерина ЛПНП; и была примерно в два раза ниже у женщин, чем у мужчин. Среди пациентов, получавших гиполипидемические препараты, 16 803 (81,1%) получали статины и 3691 (21,2%) получали комбинированную терапию, причем мужчины чаще принимала более эффективные гиполипидемические препараты, чем женщины. Медиана уровня холестерина-ЛПНП составляла 5,43 ммоль/л ( 4,32–6,72) среди пациентов, не принимавших гиполипидемические препараты, и 4,23 ммоль / л (3,20–5,66) среди принимавших данную группу препаратов. Среди пациентов, принимающих гиполипидемические препараты, у 2,7% наблюдался уровень холестерина-ЛПНП ниже 1,8 ммоль/л. Использование комбинированной терапии, особенно трехкомпонентной, включающей ингибиторы PCSK-9, было связано с большей вероятностью достижения уровня холестерина-ЛПНП менее1,8 ммоль/л. По сравнению с впервые зарегистрированными случаями, пациенты, которым диагноз СГХС был установлен ранее, были моложе, с более низким уровнем холестерина-ЛПНП и более низкой распространенностью факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых заболеваний (p <0,001).

Выводы. Согласно полученным данным, семейная гиперхолестеринемия диагностируется достаточно поздно. Целевой уровень холестерина-ЛПНП редко достигается при лечении одним гиполипидемическим препаратом. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и наличие ишемической болезни сердца были ниже среди пациентов, у которых СГХС была диагностирована ранее. С целью снижения глобального бремени семейной гиперхолестеринемии необходимо более раннее выявление и более широкое использование комбинированной терапии.

Источник