Недостаток сна способствует увеличению абдоминального жира и повышает кардиометаболический риск

Хотя взаимосвязь между недостатком сна и риском развития ожирения становятся все более очевидными, в настоящее время имеется ограниченные данные экспериментальных исследований. Кроме того, ранее не проводилась оценка влияния дефицита сна на распределение жира в организме. В небольшом исследовании, где впервые проводилась оценка влияния ограничения сна на распределение жира в организме, исследователи отметили, что увеличение абдоминальной жировой ткани, в особенности отложение висцерального жира происходит только в ответ на укороченный сон. Полученные результаты были опубликованы в Journal of the American College of Cardiology.

Цель этого исследования заключалась в изучении влияния экспериментально вызванного сокращения сна на потребление и расход энергии, региональный состав тела в условиях свободного доступа к пище.

Двенадцать здоровых людей без ожирения (из которых 9 мужчин в возрасте от 19 до 39 лет) приняли участие в рандомизированном контролируемом перекрестном исследовании, которое длилось в течение 21 дня. Исследование включало в себя 4 дня акклиматизации, 14 дней экспериментального ограничения сна (4-х часовой сон), либо контроль (возможность спать в течение 9 часов) и 3-дневный промежуток для восстановления. Были получены повторные измерения потребления и расхода энергии, массы тела, состава тела, распределения жира и результаты ряда биомаркеров.

Участники из группы ограничения сна потребляли больше калорий (95% ДИ,59,2–556,8; р = 0,015), увеличивая потребление белков (р = 0,050) и жиров (р = 0,046). При этом расход энергии не изменился (все р>0,16). При этом у участников была зафиксирована значительное большая прибавка в весе при экспериментальном ограничении сна по сравнению с лицами в контрольной группе (95% ДИ, 0,1–0,8; р = 0,008). В то время как содержание общего жира в организме не отличалось между двумя группами (р = 0,710), содержание абдоминального жира увеличивалось только в ответ на ограничение сна (р = 0,011), при этом наблюдалось значительное увеличение как подкожного, так и висцерального абдоминального жира (р = 0,047 и р = 0,042, соответственно).

Полученные результаты позволяют полагать, что длительное экспериментальное ограничение сна способствует избыточному потреблению энергии без увеличения ее расхода, что приводит к накоплению абдоминального жира, особенно в висцеральном депо. Таким образом, была подтверждена взаимосвязь между недостатком сна и увеличением кардиометаболического риска.

Источник