1 июля исполнилось 84 года ведущему научному сотруднику ГНИЦПМ профессору, доктору медицинских наук Глазунову Игорю Сергеевичу

5 июля 2017

Коллектив Центра сердечно поздравляет именинника и желает здоровья и успехов в работе!

 Имя доктора медицинских наук, профессора Игоря Сергеевича Глазунова широко известно как среди отечественных ученых, так и среди международного сообщества специалистов, занимающихся вопросами эпидемиологии и профилактики заболеваний, а также вопросами политики и стратегии укрепления здоровья населения.

Важным этапом научной деятельности И.С. Глазунова явилось участие в разработке в 1981—1983 гг. концепции интегрированной программы профилактики НИЗ, которая легла в основу создания международной интегрированной программы профилактики НИЗ (Countrywide Integrated Noncommunicable Disease Intervention programme – CINDI). Работая в Европейском региональном бюро ВОЗ (Копенгаген, Дания) региональным советником, в 1989—1995 гг. И.С. Глазунов способствует созданию сети сотрудничающих европейских стран в рамках программы CINDI под эгидой ВОЗ, объединенных общими целями, задачами и протоколом вмешательства.

Благодаря его инициативе и организаторской деятельности эта программа получила развитие в России, объединив около 20 центров Российской Федерации, а ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России (ГНИЦПМ) приобрел статус Сотрудничающего центра ВОЗ по теме «Разработка и осуществление политики и программ профилактики неинфекционных заболеваний». При его активном непосредственном участии был создан документ ВОЗ «Стратегия предупреждения хронических заболеваний в Европе».

С 1983 г. И.С. Глазунов возглавил отдел профилактики в производственных коллективах, преобразованный в последующем в отдел разработки политики и стратегии профилактики заболеваний и укрепления здоровья ФГБУ ГНИЦПМ Минздрава России. Многочисленные научные разработки отдела приобрели особую актуальность в настоящее время в свете выделения профилактического направления как одного из приоритетных в здравоохранении страны.

В настоящее время проф. И.С. Глазунов ведет плодотворную научно-консультационную деятельность в отделе интегрированных программ профилактики ФГБУ ГНИЦПМ Минздрава России.

 

Рассказывает Игорь Сергеевич Глазунов:

 

 — Я окончил 2-й Московский медицинский институт им. Н.И.Пирогова в 1956 году. Первые два года я работал участковым терапевтом в городе Кашин Тверской области. В 1958 году поступил в аспирантуру в Институт терапии. Сдавал экзамены А.Л. Мясникову, в комиссии были профессора Сперанский, Ратнер. Мясников предложил мне несколько тем на выбор, я взял  «Изучение инфаркта миокарда и его распространённость в нескольких городах СССР в связи с холестерином крови  и питанием».  Изучал статистику в ЦСУ и в  городах – Сталинобад, Таллин, Архангельск, Рязань. После этого написал кандидатскую диссертацию «Распространений инфаркта миокарда в некоторых городах СССР в связи с уровнем холестерина крови и питанием» и защитил её в 1962 году.

Продолжал работу в клинике, в 1963 А.Л.Мясников создал группу эпидемиологии в рамках тогдашнего Оргметодотдела, руководителем которого был профессор Рывкин Израэль Абрамович. Он также всемерно поддерживал создание этого направления работы. В этой группе было несколько человек, доктор Тромбян, Д.М. Аронов, который уже защитил кандидатскую диссертацию. Тогда мы занимались изучением ишемической болезни сердца и распространением факторов риска среди рабочих и служащих города Москвы. В то время я занимался вопросами введения стандартных методов в эпидемиологические исследования, стандартного опросника. За границей это ещё только разрабатывалось. Нужна была стандартная оценка ЭКГ, классификация находок для популяционного диагноза ИБС.

    В 1965 году директор Е.И.Чазов организовал у нас совещание по теме применения стандартного опроса для выявления ИБС и совещание ВОЗ, которое проходило на русском языке. К тому времени в 1962 году уже был разработан опросник Роуза. В 1963 году я выезжал в Копенгаген, ВОЗ организовала совещание на этой базе и мы вместе с Роузом обсуждали возможность применения опросника в разных странах. На этом совещании было представлено 7-9 стран.

    Мы стали проводить исследования с помощью стандартного опросника, применяли стандартизацию ЭКГ. В 1968 году опубликовали сравнительный анализ ИБС и её отдельных признаков среди работающего населения разных стран. Работа проводилась под эгидой ВОЗ, руководил ею Роуз.

    Дальше у нас в стране, в этом большая заслуга профессора Рывкина (ещё при Мясникове) мы начали организовывать Всесоюзные конференции по эпидемиологии гипертонической болезни и атеросклерозу. До этого таких конференций не было. Есть публикации в библиотеке ВКНЦ. На этих конференциях мы обсуждали вопросы эпидемиологии, проводили сопоставления. К этой теме был большой интерес, на неё смотрели как на ресурс для выполнения кандидатских и докторских диссертаций. Действительно был защищён ряд диссертаций: Мингазетдинова (Уфа), Барац (Свердловск), Мейманалиев (Фрунзе), Миррахимов. Это направление активно развивалось.

    А.Л.Мясников в 1965 году, в последний год своей жизни, представил заявку в Президиум АМН о создании отдела эпидемиологии сердечнососудистых заболеваний в Институте терапии. В ноябре 1965 года он умер. Но необходимость создания такого отдела была очевидна, и, поэтому в 1967 году был создан Отдел эпидемиологии ССЗ и тогда мы уже назывались Институт кардиологии.

В 1967 году мы запланировали эпидемиологические исследования на случайной выборке мужского населения, впервые населения, а не только работающих.

В 1968 году я уехал в ВОЗ, а В.И. Метелица стал руководителем отдела эпидемиологии. Я поехал работать в Женеву. В ВОЗ был создан отдел под названием Отдел научных исследований в эпидемиологии и кибернетики. Впервые была сделана попытка поставить науку на исследование тех проблем, которыми занимается ВОЗ, чтобы научные исследования могли помочь в решении этих проблем. Меня взяли в подразделение, которое занималось эпидемиологией неинфекционных заболеваний. 1-я секция занималась математикой, компьютерами. Я наладил сотрудничество с математиками, с кафедрой академика Колмогорова. Вместе с одной из его сотрудниц мы занимались обследованием рабочих и служащих в Москве. Тогда работали на БСЭМ.

    Работал в ВОЗ с 1968 по 1974 годы. Там я был организатором и руководителем двух проектов. Первый – профилактика инфаркта и инсульта и изучение их факторов риска в Загребе (Югославия). Работала многофункциональная бригада – эпидемиолог, статистик, социолог. Потом мы организовали исследование в Каунасе и Роттердаме.

     Период ВОЗ закончился в 1974 году. По возвращении в институт Евгений Иванович предложил создать отдел профилактической кардиологии с дальнейшей его трансформацией в институт.  Должны были быть в ВКНЦ институты клинической, экспериментальной и профилактической кардиологии. Приказ о создании отдела был подписан в 74-75 году. По согласованию с Чазовым он назывался Отдел профилактической и социальной кардиологии. В отделе развивали эпидемиологические исследования сердечнососудистых заболеваний и их факторов риска, а также профилактику среди населения. Группу профилактики возглавляла с.н.с. Л.В.Чазова. Также имелось несколько подгрупп, которые занимались изучением ССЗ и их ФР среди детей и подростков. Артериальной гипертонией занимались Константинов Е.Н., Александров А.А., Шамарин В.М. В последствии А.А. Александров и В.М. Шамарин  стали сотрудниками лаборатории, занимавшейся детьми и подростками. Мощная профилактическая работа проводилась в двух обширных программах. Лаборатория Л.В.Чазовой осуществляла многофакторную профилактику ИБС в Черёмушкинском районе. Борьбой с артериальной гипертонией на промышленных предприятиях занимались Константинов, Александров.

После создания отдела заместителем директора по профилактике был назначен профессор Николай Алексеевич Мазур. Отдел был большой, более 50-ти человек. В нём пытались создать группы – социологии, психологии, стандартизации лабораторных исследований. В 1976 году я выступал на Учёном совете, где предложил создать 6 лабораторий: профилактических исследований. Профилактики АГ, профилактики среди детей и подростков, социально-психологических исследований, стандартизации биохимических исследований. План был одобрен, и в ВКНЦ появились эти лаборатории.

    Программы профилактики ИБС и АГ были кооперативными с другими учреждениями нашей страны в разных республиках СССР: Каунас, Ташкент, Бишкек, Белоруссия, Украина. Мне Е.И.Чазов поручил возглавлять эпидемиологическую группу. Мы проводили совместный проект по изучению липидов. Это был советско-американский проект. В Ленинграде за него отвечал профессор Климов,  я руководил эпидемиологической частью, Деев – статистической обработкой. Программы  шли очень хорошо, опубликовано много результатов.

    В 1981 году меня пригласили в ВОЗ, я был назначен директором департамента хронических неинфекционных заболеваний в Женеве. В этом департаменте были различные секции: сердечнососудистых, лёгочных, онкологических, стоматологических и других заболеваний, сахарного диабета, других заболеваний. Работало примерно 45 сотрудников в 12-15 подразделениях ВОЗ. Вместе с Грабаукасом, который был в секции других заболеваний, мы разработали программу профилактики ХНИЗ, основываясь на интегральных факторах риска. Это была Программа интегральной профилактики, которая экономически и ресурсно оправдана. Консультантами Программы были Е.И. Чазов, Л.В.Чазова, Г.И.Сидоренко, М.М. Миррахимов, Зборовский. Затем эта Программа трансформировалась в европейский проект СИНДИ. Этот проект очень хорошо шёл в Европе в 1988-2005 годах. Сейчас выходит книга «Основные результаты СИНДИ в Европе».

    Работал в Женеве 2 года, когда вернулся, стал заниматься профилактикой в производственных коллективах. В 1981 году был организован Институт профилактической кардиологии, директором которого стал Р.Г. Оганов. Через некоторое время уехал в ВОЗ, в Копенгаген, где занимал должность регионального Советника по программе СИНДИ в течение 6 лет. Мы активно работали с Россией, в эту программу вошли почти все республики бывшего СССР, в первую очередь Литва, Эстония, Латвия и другие, кроме Узбекистана. Активное участие принимала эксперт из Канады – Сильвия Стаченко. С ней мы ездили на Украину, Белоруссию, Казахстан, Казахстан, Киргизию, Туркмению. ВОЗ оказывал финансовую помощь, выделяла гранты. В ВОЗ была принята программы помощи странам, но она была небольшая, примерно 1 к 10, если считать госбюджетные деньги.

    Вернулся в Россию, в ту же лабораторию, которую во время моего отсутствия возглавляла Р.А. Потёмкина, и вновь стал её руководителем.  До 2010 года возглавлял Отдел разработки стратегий профилактики неинфекционных заболеваний. В настоящее время – ведущий научный сотрудник.

 Интервью подготовила Галина Тимофеевна Холмогорова, к.м.н., старший научный сотрудник ГНИЦПМ