Краткий дайджест мероприятий II Конгресса молодых ученых

II Конгресс молодых ученых, проходивший с 1 по 3 декабря на федеральной территории г. Сочи, собрал более 3000 исследователей. Всего на площадке Конгресса состоялось свыше 155 разноплановых мероприятий, посвящённых биотехнологиям, искусственному интеллекту, трансферу фундаментальных исследований в практику, взаимодействию учёных, инвесторов и представителей бизнеса и многим другим областям. В этом Дайджесте будут освещены некоторые ключевые сессии, связанные с популяризацией науки и биотехнологиями.

Качественные научно-популярные и документальные фильмы играют важную роль в том, чтобы вовлекать молодёжь в науку. Именно этому была посвящена сессия Конгресса под названием «Научное кино как способ коммуникации: форматы, ресурсы и модели дистрибуции образов науки и ученого для общества». Между Экспертами из Сколтеха, МГУ, НИУ ВШЭ, представителями Министерства культуры, Союза кинематографистов состоялась оживленная беседа о том каким должно быть идеальное научное кино. Чтобы фильм был интересным для зрителя и сохранял научную достоверность, необходимо, соблюсти на экране баланс между эмоциями/чувствами и сухими цифрами/фактами. Спикеры поделились уникальным опытом, как можно прививать интерес к науке у детей с самого малого возраста через специальные научные мультфильмы. Ещё один необычный способ популяризации науки, который обсуждался в рамках Сессии – создание комиксов. Примером такого удачного эксперимента послужили комиксы, которые ученые создали на основе статей из журналов «Cell», «Nature», что существенно упростило восприятие публикаций в такой форме. В завершение Сессии спикеры подытожили, что основная цель научного кино – получить удовольствие от просмотра и обогатиться новыми знаниями.

«Фронтиры медицинской науки: как понять, что важно сейчас и что будет актуально в будущем?» — в рамках этой Сессии спикеры и аудитория дискутировали по поводу востребованных направлений исследований, в которых просматриваются наибольшие перспективы развития и значимые прорывы. При использовании фронтиров науки в качестве основы эффективного планирования появляется возможность совершенствовать систему бюджетных расходов на науку и выделять финансирование именно на те направления, которые в наибольшей степени востребованы сегодня и в будущем, смогут приносить максимальную пользу обществу и практическому здравоохранению. Среди фронтиров были указаны такие направления, как искусственный интеллект, создание искусственного сердца, возможность редактирования генома человека и многое другое. Примером неожиданного возникшего фронтира стала пандемия COVID-19 и связанная с этим необходимость экстренной разработки вакцины.

В рамках сессии «Маркетинг научных исследований» при поддержке Газпрома обсуждалось, каким образом нужно выстраивать взаимодействие между учёными и представителями бизнеса/инвесторами. Зачастую первым гораздо выгоднее приобрести уже готовое решение от учёных, а ученым, в свою очередь, для создания продукта нужны инвестиции. Согласно статистике, минимальный процент учёных готов внедрять свои научные разработки в практике за пределы своих лабораторий. Почему так происходит? Внедрению научных разработок в жизнь препятствует множество барьеров как со стороны ученых (непонимание исследователями задач, актуальных для корпорации и незнание процессов с технической и экономической точки зрения), так и со стороны бизнес-представителей (корпорация не готова оплачивать изготовление пилота). На Сессии обсуждались возможные решения для преодоления барьеров и способы найти общий язык между научными организациями/ВУЗами/исследователями и корпорациями. Спикерами были озвучены следующие предложения: 1) создать индекс ученого по уровню готовности к коммерциализации, 2) оценивать проекты на предмет коммерциализации с опорой на стандарты, ГОСТы и здравый смысл с формированием методических указаний по развитию проекта, 3) организовать Школы технологических брокеров для научных центров и научных экспертов для корпораций.

Помимо Сессий, на Конгрессе были и обучающие воркшопы, например, деловая игра «Как создать единорога: инструкция, которую ты будешь применять», где за 3 часа нужно было пройти тернистый путь биомедицинского стартапера от появления безумной идеи до воплощения её в продукт, способный изменить жизни целых поколений. Компания-единорог — компания-стартап, получившая рыночную оценку стоимости в размере свыше 1 миллиарда долларов. В рамках игровой модели участники работали в команде, формулировали цели по SMART, проводили SWOT-анализ своего проекта, оценивали потенциальный рынок и предлагали свой продукт потенциальным венчурным инвесторам. Эта игра позволяет взглянуть на научный продукт глазами инвесторов, государства, профессиональных сообществ и конечного потребителя. Это сильно улучшает понимание того, что научная разработка должна быть полезна для конечных потребителей, должна быть экономически выгодна, облегчать жизнь людей и делать её более счастливой и здоровой.

 

Ссылка на запись трансляции Конгресса: II Конгресс молодых ученых – Информационно-аналитическая система Росконгресс (roscongress.org)

Обзор подготовила м.н.с. ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, Яфарова Адель Айратовна