Популяризация научных исследований
В настоящее время стало уделяться большое внимание вопросам популяризации результатов научных исследований.
Процессы устойчивого развития определяют необходимость более тесного взаимодействия между наукой и обществом. Содействие широкой информированности населения является неотъемлемой частью глобальных усилий в области просвещения, направленных на укрепление подходов, ценностей и мероприятий, совместимых с устойчивым развитием.
Популяризация науки – распространение знаний, подразумевающее доступное пониманию изложение информации о сложных процессах в научно-практических исследованиях. Это понятие тесно связано с публичной активностью — процессом, требующим от современного ученого специальных навыков, знаний и умений преподносить научную информацию в доступной и понятной форме.
Роль средств массовой информации, как партнеров здравоохранения в области популяризации и маркетинга медицинских научных инноваций чрезвычайно важна. Успех ряда проектов профилактической направленности в значительной степени основывается на их эффективной популяризации в обществе.
Подтверждением этого может служить деятельность СМИ в период вспышки COVID-19. Благодаря оперативному информированию населения в течение двух лет, а также пропаганде программы вакцинации удалось повысить эффективность профилактических мер в период пандемии.
Национальный проект «Северная Карелия» («The North Karelia Project»), инициированный Кардиологической ассоциацией Финляндии, продолжающийся более 30 лет, и ставший мировым эталоном профилактических популяционных программ, широко использует потенциал и возможности СМИ для информирования общественности и привлечения внимания населения к проблемам влияния поведенческих факторов риска на развитие неинфекционных заболеваний.
Постепенно появляются специалисты в сфере научной коммуникации.
В 2016 году в России была создана профильная Ассоциация коммуникаторов в сфере науки и образования (АКСОН). Об определенном этапе становления профессии также можно судить и по открытию в Университете ИТМО специальной магистерской программы.
Феномен научной коммуникации исследуется с разных сторон:
- с позиции ученых — как «источника» научных новостей;
- населения — их «реципиента»;
- и «передатчиков» — СМИ, научных журналистов и коммуникаторов, работающих в научных организациях и университетах.
Около 20% научных сотрудников считают, что ученый обязательно должен рассказывать широкой публике о результатах своих исследований и об исследованиях коллег.
Данные исследований свидетельствуют, что представители социальных наук — самые активные участники научной коммуникации.
Стремление повысить свою узнаваемость может также являться мотивационным компонентом. По мнению специалистов, социальные ученые чаще других ориентируются на повышение собственной узнаваемости (43% в сравнении с 37% опрошенных в целом), а представителям естественно-научных дисциплин общение с людьми за пределами академии интересно реже, чем другим (26% в сравнении с 39% опрошенных в целом). Высокая загруженность на работе также является препятствием для вовлечения в научную коммуникационную активность.
Общими важными аспектами в сфере научных коммуникаций, которые необходимо учитывать является то, что:
— популяризация науки в основном рассчитана на тех людей, которые уже вовлечены в потребление научных новостей;
— учитывая дефицит свободного времени у работающего населения, нужны специальные подходы к коммуникации;
— необходимо искать альтернативные форматы, чтобы расширять аудиторию;
— популяризаторская деятельность ученых должна поощряться руководством организаций, где работают эти специалисты, а также представляется целесообразным активное участие ученых и научных журналистов в семинарах по научным коммуникациям