Стратегии повышения приверженности пациентов к лечению

23 июля 2015

Недавно в журнале «South Med J» опубликована проблемная статья, посвященная приверженности пациентов к лечению и стратегиям, направленным на повышение приверженности. В статье представлена классификация приверженности и обзор исследований, оценивающих различные методики повышения приверженности к лечению, таких как обучение пациентов, «снижение барьеров» (доступность получения лечения), сокращение интервалов времени между посещениями врача, упрощение режимов лечения, и обеспечение пациентов напоминаниями (например, посредством сообщений на мобильный телефон или электронную почту). Авторы отмечают, что приверженность пациентов к лечению — важный вопрос для всех заинтересованных сторон: врачей, пациентов, страховщиков фармацевтических компаний. Указывается, что вопросы приверженности к лечению почти не изучаются студентами в процессе получения специального высшего и среднего медицинского образования, отмечается необходимость изменений в учебных программах, чтобы устранить этот пробел образования и предоставить врачам и сестрам  возможность  получения знаний и навыков, направленных на улучшение  соблюдения пациентом режимов лечения.

Imran Aslam, Steven R. Feldman Practical Strategies to Improve Patient Adherence to Treatment Regimens. South Med J. 2015;108 (6):325-331. 

 

Комментарии д.м.н., профессора Самородской И.В.: Проблема приверженности пациентов к лечению постоянно обсуждается в медицинской литературе. Отмечается, что даже среди пациентов со злокачественными новообразованиями приверженность к лечению колеблется на уровне 75-90%. Значительно  ниже приверженность к «профилактическому» лечению (прием гипотензивных препаратов, статинов в качестве первичной профилактики). Именно поэтому в последние десятилетия во многих странах изучаются вопросы повышения приверженности к лечению. Данная статья представляет обзор таких исследований и будет интересна врачам всех специальностей и преподавателям вузов.