С 26 по 29 марта 2014 года в Стамбуле прошла 6-ая Европейская конференция «Табак или Здоровье».

9 апреля 2014

С 26 по 29 марта 2014 года в Стамбуле прошла 6-ая Европейская конференция «Табак или Здоровье». ГНИЦПМ на конференции представляла ведущий научный сотрудник центра Маринэ Гамбарян.

В Европе заговорили о «заключительной стадии игры с табачной индустрией».

Успеху во многом способствует комплексная антитабачная политика в странах ЕС, направленная на реализацию рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, и в частности на:

  • повышение налогов и цен на табачную продукцию;
  • запрет или ограничение курения в общественных и рабочих местах;
  • большее информирование потребителей, включая просветительские кампании, использование всех каналов коммуникации, обнародование научных фактов;
  • полный запрет любой рекламы и продвижения табачной продукции;
  • крупные предупредительные надписи или пиктограммы на пачках сигарет и любой табачной продукции;
  • помощь в отказе от курения, включая доступ к медикаментозному лечению.

Однако далеко не все страны ЕС, ведущие войну за бездымное будущее, начиная с ранних 2000-ых, так близки к победе над табачной индустрией. Было отмечено, что табачная индустрия, чуть ли не единственная отрасль, которая не пострадала от финансового кризиса. В мире звучат призывы об ужесточении антитабачных законов в отдельных странах, например применение однотипных и одноцветных упаковок для всей табачной продукции (без корпоративных цветов, логотипов табачных кампаний и привлекательных картинок на пачках), как например, в Австралии, ужесточении контроля над незаконными продажами табачной продукции,  запрете электронных сигарет.

Электронные сигареты сегодня вызывают огромную озабоченность в мире. Кампании–производители при мощной поддержке табачных кампаний позиционируют их ни как «меньшее из зол» или «переходный продукт» на пути лечения табачной зависимости, а рекламируют как имиджевые продукты, и часть образа жизни, точно так, как долгое время рекламировались сигареты. Электронные сигареты опасны не столько тем, что они высокотоксичные или способствуют поддержанию никотиновой зависимости, а тем, что они способны вернуть социальный имидж курения, с таким трудом преодоленное во многих странах, втянуть больше детей и подростков в сети табачных кампаний. В странах, где реклама на электронные сигареты, и сами электронные сигареты не запрещены законом, это политика может подорвать и свести на нет все хрупкие достижения антитабачной борьбы.

Напомним, что в России «антитабачный» закон принят чуть более года назад — 23 февраля 2013г., и даже вступила в силу не полностью, но зато он один из самых «жестких» в Европе, вобравший в себя весь существующий опыт. Например, электронные сигареты в России запрещены также как и вся табачная продукция. Тем более необходимо такое же жесткое внедрение закона.

Результаты внедрения антитабачной политики и антитабачных законов оцениваются с помощью Международного исследования контроля над табаком (International Tobacco Control Survey), который с 2002 г. систематически обобщает и  анализирует достижения антитабачной борьбы теперь уже в 22 странах по всему миру, продвигая доказательные стратегии борьбы с табачной эпидемией.