Измерение качества медицинской помощи и представление отчетов о работе первичной медико-санитарной помощи

4 апреля 2017

В марте в журнале «Ann Fam Med» представлена авторская позиция по вопросам приоритетов, критериям оценки качества первичной медико-санитарной помощи, в которой  отмечается, что плательщики и регулирующие органы используют определенные  количественные показатели качества и, вероятно, продолжат настаивать на их применении. В тоже время традиционные процессы улучшения качества, применяемые к линейно-механическим системам, таким как организация и оказание помощи при «законченном случае лечения» (ограниченном во времени), при наличии у пациента одного заболевания, не подходят для нелинейных комплексных адаптивных систем, таких как первичная медико-санитарная помощь, из-за различий в процессах оказания помощи, конечных целей оказания такой помощи и валидности итоговых оценочных показателей качества.

Приводится пример – в национальном исследовании среди 3344 пациентов, обратившихся к семейным врачам было зарегистрировано 500 различных диагнозов. Сложное взаимодействие переменных делает нереалистичным представление данных о качестве помощи с конечным числом зависимых и независимых переменных. Это не значит, что все аспекты деятельности системы полностью неизмеримы. Какие-то аспекты первичной медико-санитарной помощи могут быть достаточно линейными и простыми, другие представляют сложный набор линейных процессов, третьи — адаптивную систему.

«Адаптируемость», а не стандартизация должны быть краеугольным камнем оценки деятельности комплексной первичной помощи и лечения хронических заболеваний. Национальные тенденции применения «жестких» показателей и упрощенных оценочных шкал должны быть отменены для оценки качества первичной помощи, чтобы обеспечить лучшую помощь при меньших затратах.

На макроуровне ряд исследований показывают, что есть положительная взаимосвязь между числом семейных врачей или врачей общей практики с результатами в области здравоохранения при меньших затратах (чем при оказании специализированной помощи). На «микро уровне», возможно, целесообразно измерять не результаты, (взаимосвязь с которыми часто не очевидна и не линейна), а «процессы», связанные  профилактическими службами. В то же время авторы указывают на то, что существующие данные не позволяют однозначно предположить, что изменения «процессов» неизбежно приводят к улучшению здоровья населения.

В статье авторы рассматривают конкретные примеры, сравнивают возможные критерии оценки медицинской помощи при разных подходах; доказывают, что приоритеты в области управления качеством первичной медико-санитарной помощи не должны быть основаны на жестких целевых показателях; и должны включать вопросы, ориентированные на обеспечение «пациент-центрированной» помощи.

The Challenges of Measuring, Improving, and Reporting Quality in Primary Care.

Ann Fam Med. 2017 Mar;15(2):175-182. doi: 10.1370/afm.2014.