Спиртосодержательная дискуссия. Валокордин останется доступным миллионам россиян

29 декабря 2016

Валокордин останется безрецептурным препаратом, пообещали во вторник в правительстве. Причиной разъяснений чиновников стало вызвавшее общественный резонанс заявление вице-премьера Александра Хлопонина, который сообщил, что в 2017 году продажа валокордина, йода и зеленки будет осуществляться по рецептам. В Минздраве сообщили, что вопрос ограничения продажи спиртосодержащих лекарств все же прорабатывается. Поручение было дано после трагедии в Иркутске, где из-за потребления косметической жидкости «Боярышник» скончались 77 человек.

Во вторник СМИ со ссылкой на вице-премьера Александра Хлопонина сообщили, что популярный спиртосодержащий препарат валокордин со второго квартала 2017 года будет отпускаться только по рецептам. Господин Хлопонин, в частности, заявил, что окончательное решение о прекращении свободной продажи лекарства будет принято в первом квартале, а впоследствии аналогичные меры могут быть распространены на йод и зеленку. Новость вызвала бурное общественное обсуждение, и уже спустя несколько часов появилось новое заявление вице-премьера: правительство не планирует принимать решение о рецептурной продаже валокордина, йода и зеленки, поскольку «задачи, чтобы усложнить доступ к этим препаратам для граждан, не существует».

Как объяснила «Ъ» пресс-секретарь Александра Хлопонина Наталья Платонова, в понедельник Минздраву было дано поручение до конца января определить перечень «препаратов двойного назначения», которые будут отпускаться по рецепту: «Уже сейчас в Минздраве говорят, что валокордин в перечень не войдет, так как он используется людьми в лечебных целях и не принимается в качестве альтернативы алкоголю». В Минздраве «Ъ» информацию прокомментировали сдержанно, отметив, что «вопрос продажи спиртосодержащих лекарств прорабатывается совместно несколькими федеральными органами по поручению Александра Хлопонина». «Будет избрана оптимальная схема регулирования»,— заверили в ведомстве. По словам госпожи Платоновой, правительство намерено принять меры, которые лишат граждан возможности употреблять реализуемую в аптеках продукцию в качестве алкогольного суррогата: «Для парфюмерно-косметической продукции, например лосьонов, мы рассматриваем введение акциза».

«Мы продаем более 100 тыс. упаковок валокордина в год, это один из самых востребованных и популярных препаратов для людей старше 50 лет»,— рассказала «Ъ» гендиректор ГК «Эркафарм» (аптеки «Доктор Столетов», «Озерки») Анастасия Карпова. Более того, напомнила она, по валокордину и другим спиртосодержащим препаратам уже действуют рекомендации отпускать не более двух флаконов в одни руки. Это распоряжение соблюдают и в ПАО «Аптечная сеть 36,6″ (аптеки 36,6», «Горздрав», А5 и др.), рассказал представитель компании. Если же переводить валокордин, корвалол и другие тому подобные средства в категорию рецептурных, от этого, считают в «36,6», наиболее пострадают люди преклонного возраста. «Они будут вынуждены перед аптекой еще и в очереди к врачу отсидеть»,— рассуждает собеседник «Ъ».

«Валокордин имеет успокоительный, обезболивающий и небольшой антиишемический эффект, применяется при широком спектре нарушений: бессонница, кардиалгия (болевые ощущения в области сердца.— «Ъ»), тахикардия (нарушения сердечного ритма.— «Ъ»), невротические состояния, раздражительность и ранние стадии артериальной гипертонии (стойкое повышение артериального давления.— «Ъ»)»,— пояснил «Ъ» эксперт Лиги здоровья нации, руководитель лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава Мехман Мамедов.

«Если выпить десять пузырьков валокордина, то, наверное, эффекта достигнуть можно, но, если честно, я в своей практике с этим никогда не сталкивался,— рассказал «Ъ» ученый секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов, кардиолог Валентин Кокорин.— Но и с точки зрения доказательной медицины, к сожалению, нет работ, которые бы показывали, что валокордин обладает какими-то очень полезными свойствами». При этом, по его словам, валокордин — «это препарат исторический, который ментально очень близок всем россиянам, это наша, скорее, привычка».